Махайте на меня, махайте!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.12.2013

Исчезнувший предмет женского кокетства — главная тема выставки «Искусство навевать прохладу», открывшейся в Государственном музее А.С. Пушкина

Веер, придуманный тысячелетия назад на Востоке, пережил свой звездный час в Европе и России в XVIII–XIX веках. В то время чувствительные дамы легко краснели, а веер позволял это скрывать, помогая еще и незаметно подглядывать — для чего на ручку иногда крепили зеркальце. 

Веера блещут роскошью декора: ручки из слоновой кости украшены резьбой, перламутром и стразами, экраны расписаны галантными (в XVIII веке) и историческими (в XIX веке) сюжетами. Красивые дорогие игрушки различались и функционально: в экспозиции есть отделанный кружевом траурный веер из черного крепа (1870-е — начало 1880-х). Отдельный интерес представляют вещицы, принадлежавшие потомкам знаменитостей: например, небольшой ажурный веер из слоновой кости, владелицей которого была внучка Пушкина, Мария Александровна (1880 год).

Бег времени неумолимо ускорялся. Ушел в прошлое язык веерного флирта. Аксессуар «выходил» в свет все реже. Но успел пережить ренессанс в конце XIX века, ознаменовавшегося появлением огромных вееров из страусовых перьев. Правда, эта мода продержалась недолго. Заметно потеряв в размерах, дамские штучки еще блеснули в начале Серебряного века, чтобы навсегда сгинуть в годы Первой мировой войны.