29.11.2013
Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии Павел Корин почти сорок лет трудился над эпическим полотном «Реквием» — заупокойной молитвой, плачу по исчезающей православной вере (название «Русь уходящая» придумал Максим Горький, чтобы обмануть цензуру, снизив трагический пафос). Но парадокс в том, что Корин творил совершенно открыто. Более того, получив громадную мастерскую, немыслимых размеров холст, возможность делать эскизы в закрытом Успенском соборе Кремля. А его студию посещала не только столичная богема, но и члены правительства — всем было интересно, как идет работа у бывшего палехского иконописца над произведением, явно расходящимся с генеральной линией партии.
«Реквием» был задуман художником в 1925 году во время трехдневного всенародного прощания в Донском монастыре с умершим патриархом Тихоном. Тогда Корин и увидел свою уходящую Русь — от иерархов до нищих калек. Всех их, подвижников веры, он решил запечатлеть на одном полотне. И принялся за портретную галерею, создав три десятка изображений реальных людей, которые должны были стать персонажами «большой картины», явно вступавшей в соревнование с шедевром Александра Иванова хотя бы по размерам. Герои стоят перед алтарем Успенского собора, повернувшись к зрителю, будто продолжая собой иконостас.
Огромный холст остался чистым... Корин добровольно прервал работу. И странный белый прямоугольник на подрамнике из мастерской художника стал центром нынешней экспозиции. Вокруг него — те самые многочисленные портреты и рабочие эскизы всей композиции. Дальше — фотографии, запечатлевшие Корина периода «Реквиема».
Подготовлен каталог, где прослеживается в деталях загадочная история триумфа веры в якобы атеистическом государстве. Но разгадки тайны нет и в нем.