Русь с чистого холста

Александр ПАНОВ

29.11.2013

В зале спецпроектов Третьяковской галереи на Крымском валу до конца марта показывают экспозицию «Павел Корин. Реквием. К истории «Руси уходящей». Она посвящена одной картине, ненаписанной, но ставшей одним из самых загадочных произведений русского искусства XX века.

Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии Павел Корин почти сорок лет трудился над эпическим полотном «Реквием» —  заупокойной молитвой, плачу по исчезающей православной вере (название «Русь уходящая» придумал Максим Горький, чтобы обмануть цензуру, снизив трагический пафос). Но парадокс в том, что Корин творил совершенно открыто. Более того, получив громадную мастерскую, немыслимых размеров холст, возможность делать эскизы в закрытом Успенском соборе Кремля. А его студию посещала не только столичная богема, но и члены правительства — всем было интересно, как идет работа у бывшего палехского иконописца над произведением, явно расходящимся с генеральной линией партии.

«Реквием» был задуман художником в 1925 году во время трехдневного всенародного прощания в Донском монастыре с умершим патриархом Тихоном. Тогда Корин и увидел свою уходящую Русь — от иерархов до нищих калек. Всех их, подвижников веры, он решил запечатлеть на одном полотне. И принялся за портретную галерею, создав три десятка изображений реальных людей, которые должны были стать персонажами «большой картины», явно вступавшей в соревнование с шедевром Александра Иванова хотя бы по размерам. Герои стоят перед алтарем Успенского собора, повернувшись к зрителю, будто продолжая собой иконостас. 

Огромный холст остался чистым... Корин добровольно прервал работу. И странный белый прямоугольник на подрамнике из мастерской художника стал центром нынешней экспозиции. Вокруг него — те самые многочисленные портреты и рабочие эскизы всей композиции. Дальше — фотографии, запечатлевшие Корина периода «Реквиема». 

Подготовлен каталог, где прослеживается в деталях загадочная история триумфа веры в якобы атеистическом государстве. Но разгадки тайны нет и в нем.