Парк Горького периода

Александр ПАНОВ

04.11.2012

Центр современной культуры «Гараж» переехал из здания Бахметьевского автобусного парка в радикально модернизирующийся Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. И свою первую выставку из благодарности посвятил истории места.

В полную силу «Гараж» заработает, когда всемирно известный архитектор Рем Колхас закончит реконструкцию бывшего ресторана «Времена года». Центр займет и здание, спроектированное для павильона «Машиностроение» академиком Иваном Жолтовским еще в 1923 году. Тогда на полузаброшенном месте на берегу Москвы-реки, где были огороды и городская свалка, было решено провести Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ), из которой родился в 1928-м Парк Горького (ЦПКиО).

С истории ВСХВ и начинается выставка. Остальные павильоны на территории за всю историю парка были временными. Потому и нынешняя выставка называется «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана» и проходит, следуя заявленной теме, во временном павильоне, специально спроектированном японским архитектором Шигеру Бана.

На самом деле, нет ничего более вечного, чем временное, и конструкция Бана с металлическим каркасом нас переживет. Архитектор явно вдохновлялся образами сталинской или даже брежневской архитектуры. Но ВСХВ и ЦПКиО были примерами коммунистического свободомыслия. И выставка в «Гараже» это еще раз доказывает.

Не станем долго расписывать придуманные для молодой аудитории фокусы с айпадами. Например, когда на маленьком экране карманного компьютера, выдаваемого каждому гостю по его желанию, эскизы построек с ксерокса генплана Жолтовского для Сельскохозяйственной выставки обретают трехмерность. И раздел «Современное временное» — фотографии временных построек нынешних архитекторов и художников по всей России — очень информативно, но не совсем про то. Эти аттракционы должны чуть бодрить публику, которой предложена история страны на примере одного конкретного места на Крымском Валу. Что, очевидно, для хипстеров-посетителей «Гаража» — скучно. Но нужно.

История «Временной архитектуры Парка Горького» задает множество неразрешимых вопросов. Как, например, уживались при создании архитектурного решения ВСХВ убежденный классицист Иван Жолтовский, автор Генплана, и главный архитектор выставки Алексей Щусев, Жолтовского ругавший? Как там в 1923-м одновременно строили классик модерна Федор Шехтель и начинающий конструктивист Константин Мельников? Каким образом, когда родился Парк Горького, авангардисты Константин Мельников и Эль Лисицкий добровольно передали вахту главных архитекторов парка Александру Власову, превратившему парк в советский Версаль, главным украшением которого был бассейн с 12-метровой «Девушкой с веслом» Ивана Шадра? И как опять в 1940-е всплыл Алексей Щусев, чтобы создать парадные павильоны для выставки трофейного вооружения?

Советский стиль — площадка на Крымском Валу всей своей историей это доказывает — амбивалентен, всеяден, необъясним, разносторонен, полон таинственной энергетики. Он объединяет крестьян, для которых в 23-м создавалась лучшими архитекторами страны выставка на месте помойки и огородов, и пролетариев, которые в 30-е могли культурно отдохнуть с видом на «Девушку с веслом». Теперь постсоветские интеллектуалы будут ходить и любоваться на творение японского гения. Советую зайти внутрь. Полезно для восстановления исторической памяти.