С чего начинается театр

Александр ПАНОВ

16.11.2013

«Галерея Вересов» совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина представляет выставку «Плененные театром... Русская сценография 1900–1940-х годов». Это очередная инициатива коммерческой галереи, предоставившей свои стены для образовательного проекта. Работы из фондов бахрушинского музея никто не собирается продавать, но зато любой желающий до середины января может увидеть драгоценные графические листы, многие годы хранившиеся в запасниках. Большинство эскизов демонстрируются впервые.

Один лишь список имен впечатляет — Михаил Врубель, Александр Бенуа, Иван Билибин, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Борис Кустодиев... Кто-то рисовал уже в эмиграции, как Билибин в Аргентине или Гончарова, начавшая работать в Париже еще до революции. А Константин Юон дождался заказа от Большого театра и оформил «Хованщину» в 1940-м. Но в скромных почеркушках каждого из художников видна фантастическая сила, которая превыше всех жанровых границ и географических берегов.

Евгений Лансере в декорациях «Обручения в монастыре» Сергея Прокофьева (1941) через тридцать лет вспоминает декадентский опыт «Мира искусства». «Апостолы» Гончаровой из «Литургии» Игоря Стравинского (1914) будто сошли со фресок древнерусских храмов. «Город с красным небом» (1935) Лентулова, эскиз к «Испанскому священнику» во 2-м МХАТе, суть странная смесь иконных «горок» и пустынных пейзажей мадридских «метафизиков» вроде Де Кирико.

Выставка в «Галерее Вересов» доказывает, что художественные черновики могут служить наглядным пособием по истории изобразительного искусства. И по истории театра, если хотите. Потому что эскиз декорации может заменить весь спектакль.