02.06.2016
Главное место на выставке занимают карандашные работы Ореста Кипренского. Отдав дань романтизму, художник не забыл и о психологической достоверности. Например, с портрета княгини Софьи Щербатовой (1819) решительно смотрит молодая дама. Кипренский словно угадал судьбу героини, которая дожила до преклонных лет и активно участвовала в популяризации благотворительности. Щербатова и на закате дней следила за созданными по ее инициативе детскими приютами, лечебницами, богадельнями. Или изображение графа Сергея Бутурлина — юноши с задумчивым взглядом. Его спокойствие обманчиво, о чем свидетельствуют твердо сжатые губы. Действительно, Бутурлин дослужился до генерала от инфантерии и сражался в Крымскую войну.
Поклонников Алексея Венецианова порадуют милые крестьянские девушки, нарисованные в пастельных тонах. А тех, кто наслышан о художнике-авантюристе Александре Орловском, — «байронические» автопортреты. Есть здесь и работы других жанров. Скажем, чуть меланхоличный вид Петербурга (Максим Воробьев, не позднее 1834-го). Или воины в экзотических национальных костюмах в исполнении того же Орловского. Впрочем, мастера эпохи романтизма нередко старались избегать сюжетов большой истории. Место героя все чаще занимал обычный человек, который небывалым приключениям предпочитал тихую домашнюю жизнь. Вероятно, именно этим объясняется появление множества камерных «интерьерных» картин, где запечатлены залы не дворцов, а усадеб. Подобным баловался Федор Толстой, двоюродный дядя Льва Николаевича. Он же, кстати, делал натюрморты-«обманки». Мог изобразить каплю воды на рисунке — и так натурально, что веришь иллюзии и сейчас.