18.12.2015
В 2008-м их коллекция была передана Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства. На вернисаже Никита Дмитриевич рассказал, как получил некоторые произведения. В частности, шедевры Федора Федоровского, легендарного художника Большого театра и автора проекта рубиновых звезд на башнях Кремля.
— В 1964 году я работал в Париже. Однажды увидел в витрине книжного магазина обложку с изображением одного из эскизов. Долго стоял, рассматривал. Подошел человек среднего возраста, небрежно одетый, и говорит: «У меня есть оригиналы. Не хотели бы купить?» Дошли с ним до гаража. Там обнаружилось много работ Федоровского. Мы оба не знали, сколько они стоят. К счастью, рядом был магазин, где продавали театральные эскизы, и хозяйка сориентировала меня насчет цен.
Более пятисот экспонатов предоставил Бахрушинский музей. Гигантская выставка включает в себя большинство известных авторов конца XIX — начала XX века, превративших создание декораций и костюмов в особое искусство. Здесь можно увидеть работы, выполненные для Московской частной русской оперы Мамонтова (произведения Василия Поленова и Михаила Врубеля), Императорских Малого и Большого театров (эскизы Виктора Васнецова, Константина Коровина) и, конечно, Мариинского театра (шедевры Александра Бенуа). Особое место на выставке принадлежит дягилевским сезонам. Зрителей порадуют изысканный Бакст, яркий Юон, чуть приглушенный Серов, декоративный Рерих.
Ценителям русского авангарда тоже найдется что посмотреть: работы Бориса Григорьева, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Александры Экстер и нежные фиалковые рисунки Аристарха Лентулова. Из редкостей — эскизы, выполненные балетмейстером-новатором Касьяном Голейзовским, и произведения Кузьмы Петрова-Водкина.
Широко представлены советские деятели — Родченко, Попова, Степанова, Татлин: знаковые имена для 1920-х.
Выставка интересно оформлена: тематические залы раскрашены в определенные цвета. Последний, красно-белый, символизирует раскол в художественной среде после 1917-го, когда пути мастеров, как оставшихся в стране, так и уехавших за рубеж, разошлись. Впрочем, их соседство словно намекает: прорыв в театральном искусстве был совершен общими силами.