21.10.2015
«Кто овладеет искусством мультипликации, тот овладеет миром», — пошутил однажды бывший союзмультфильмовец, а ныне креативный директор музея Кирилл Поликарпов. Теперь он уверяет — то ли в шутку, то ли нет — что слова его были пророческими. И с ужасом рассказывает: когда у нынешних детей спрашивают про любимого анимационного персонажа, те дружно орут: «Шрэк!». Находятся и такие, кто не только не видел «Ну, погоди!», но даже не слышал про 20-серийное творение Котеночкина. Зато некоторые с удовольствием смотрят сериал «Школа монстров». «После того как мы стали показывать дочке этот мультфильм, она перестала бояться монстров», — объясняет одна из мам. «А как они вообще возникли в жизни вашей дочки?» — недоумевает директор только что открывшегося музея.
Хотя, если называть вещи своими именами, музей не «открылся», как это анонсировалось, а просто сменил прописку. Существует он с 2006 года и до недавнего времени располагался в Доме культуры на ВДНХ, но из-за ремонта вынужден был переехать. Правда, в измайловский кремль экспозиция перебралась в обновленном виде — 90 процентов представленных здесь предметов на ВДНХ не демонстрировались. При этом концепция осталась прежней: в музее находится место любым мультгероям — и нашего, и не нашего времени, персонажам российским и заморским, а также заокеанским.
Историю анимации здесь рассказывают с истоков — начиная с... наскальных рисунков. Пещерные шедевры и правда можно принять за фазы к первобытному мультфильму. Во всяком случае, проблема передачи движения доисторических «аниматоров» занимала не меньше, чем их современных коллег. Кстати, газета The American Weekly тоже возводила мультипликацию к каменному веку — в 1935 году издание уверяло читателей, что Микки-Маус фигурировал на изображениях эпохи палеолита... А потом плавно перекочевал на древнеегипетские фрески, где прекрасно себя чувствовал в компании Анубиса, Гора, Тота и прочих представителей пантеона. В качестве доказательства газета приводила уморительные примеры, «обнаруженные» археологами. Теперь пожелтевшую полосу с «научным открытием» можно увидеть в Измайлово. Среди остальных экспонатов — старинная аппаратура, применявшаяся в создании мультфильмов: волшебные фонари, зоотропы, стереоскопы, праксиноскопы и другие чудеса техники позапрошлого века.
Но главное, конечно — сами мультфильмы, вернее, фазы, эскизы, наброски. Например, рабочие материалы к «Чебурашке»: ушастый герой нарисован на миллиметровке — анфас и в профиль. Внизу надпись: «Масштаб — 1х1». Рядом — рисунки со старухой Шапокляк и Геной, курящим трубку. Бесценные работы подарил Леонид Шварцман — почетный директор Московского музея анимации. Он же передал эскизы к «Варежке», «38 попугаям», «Котенку по имени Гав» и канонической «Снежной королеве» Атамонова. Одно перечисление фильмов, над которыми работал Шварцман, вводит в ступор любого ценителя анимации.
Среди прочей мультипликационной нетленки — фазы к «Ну, погоди!», «Матчу-реваншу», «Бременским музыкантам», «Как львенок и черепаха песню пели»... Тут и попугай Кеша (рисунок на кальке), и раскадровка к «Коньку-Горбунку», и эскизы к «Красной шапочке». И даже документы. Например, письмо директору «Союзмультфильма» товарищу Зотову: «Главная редакционная коллегия ознакомилась с литературным сценарием мультипликационного рисованного фильма «Лев и бык» Ф. Хитрука и одобряет его». Кстати, картина «Лев и бык» стала последней режиссерской работой мэтра.
Зарубежная анимация тоже представлена уникальными экспонатами — Микки-Маус, созданный еще самим Уолтом Диснеем; фазы к фильмам Миядзаки; кукла, «игравшая» у Тима Бертона; эскизы к «Розовой пантере»... Правда, среди всего этого рисованного и кукольного великолепия легко забыть, какой адский труд — мультипликация. Ведь, как шутил тот же Хитрук, у аниматора должен быть чугунный зад.