01.11.2013
Здесь можно увидеть рабочие варианты скульптур Матвея Манизера, наброски к мозаикам Александра Дейнеки, рабочие эскизы Алексея Щусева, портреты метростроевцев Александра Лабаса, керамические рельефы, плакаты, фотографии и многое другое. Цель экспозиции — в очередной раз доказать, что сталинское метро являло собой, как сказал бы Вагнер, Gesamtkunstwerk, синтезирующее произведение искусства. И его художественное значение, может быть, даже превышало функциональное.
Об этом, впрочем, говорил еще Лазарь Каганович в своем известном выступлении 14 мая 1935 года накануне пуска первой очереди метрополитена: мол, он «выходит далеко за рамки обычного представления о техническом сооружении», являясь «символом строящегося нового социалистического общества». В самом деле, создать в считанные сроки рай под землей, на небольшом отрезке от «Сокольников» до «Парка культуры», было проще, чем на земле даже в пределах Садового кольца. «Скоро в Москве будет так же хорошо, как в метро под Москвой», — мечталось в статье из сборника «Пять лет Московского метро».
Ныне и под землей нехорошо, а на поверхности просто опасно. Выставка в «Проуне» вызывает не столько умиление, сколько чувство горечи.