Плакатом о зверятах

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

27.10.2013

В Московском зоопарке проходит выставка ретро-плакатов, рекламировавших зоосад советским гражданам.

В преддверии своего 150-летия, которое будет отмечаться в следующем году, зоологический парк решил впервые открыть архивы для широкой публики. Из закромов достали плакаты и афиши, в очередной раз доказывающие, что реклама в СССР была. Причем высокохудожественная.

Выставка в галерее «ЗОО/ZOO» озаглавлена как «Советская реклама зоопарка: плакаты 30–80-х годов». Но названию нужно верить лишь частично — постеров 1930-х вы здесь не найдете. Хоть они и сохранились, но в таком плачевном состоянии, что их решили не экспонировать.

Зато фотографий той эпохи хоть отбавляй: вот билетер с «лица необщим выраженьем», а вот и ларьки на территории зоосада с лаконичной надписью «Вафли» — это вместо нынешних хот-догов и кока-колы, выстроившихся вдоль ограды. На черно-белых снимках — ребятня в пролетарских кепках разевает рты, глядя на первых в зоосаде бегемотов — Грету и Петра. Ныне покойных, конечно. Встречают здесь и неведомый, но счастливый Новый 193... год — с Дедом Морозом и таинственными людьми в плюшевых звериных масках.

Первые плакаты на выставке относятся к 1947-му. Но их выпускали даже в годы войны. Не останавливалась и жизнь зоопарка — в том числе праздники проводились. Как гуляли в ту эпоху, можно судить опять же по фотографиям: русская тройка, составленная из пони, катает укутанных крох; школьники с самодельным плакатом «Птицы — богатство нашей родины» и скворечниками в руках.

Главного богатства самой выставки — плакатов — всего 32: от послевоенного времени до крушения Союза. Последняя веха выбрана вовсе не по политическим причинам: в 90-х рисованный плакат начал умирать, уступая место компьютерной графике. Зато в последние годы — на волне всеобщего интереса к «хэндмейду» — традиция стала возрождаться. Сотрудники галереи надеются, что рисованный плакат снова станет частью жизни — и рекламы — зоопарка.

А пока предлагают любоваться на старые образцы. Где шрифт порой не менее важен, чем собственно рисунок. По постерам можно проследить не только художественные тенденции времени, но изменения в облике Москвы. Внизу плакатов обычно помещалась надпись, сообщающая, как добраться до рекламируемого зоосада. Сначала фигурировали номера троллейбусов, автобусов, трамваев. Потом возникли станции метро — «Краснопресненская», следом — «Баррикадная»...

Сегодня граждане, прибывшие по указанному адресу, могут сами создать афишу. Лучшие будут использованы в оформлении зоопарка. На стенде в галерее «ЗОО/ZOO» уже висят нарисованные детской рукой зебры, львы, тюлени и прочие представители фауны. Один из малолетних посетителей решил ограничиться корявой разноцветной надписью: «Я Никита Бондарь. Доволен фотографиями животных». В конце концов, какая разница, как назвать плакаты — главное, понравились.