Личное дело Михаила Барышникова

Александр ПАНОВ

26.10.2013

Как и было предсказано нашей газетой, смена власти в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пока не повлияла на выставочную политику. Два последних громких во всех смыслах и ярких проекта придуманы президентом ГМИИ Ириной Антоновой еще в бытность директором музея.

Чудесные камерные выставки показывают части приватных коллекций великих людей, жизнью и судьбой привязанных к музыке. Ведь именно Антонова и Рихтер превратили благодаря «Декабрьским вечерам» академический музей в концертный зал.

Музыка звучит и сейчас. Центром выставки «Художественный мир Бриттена» является настоящий рояль и видеозапись совместного концерта Рихтера и Бриттена, исполняющих сонату Моцарта. Как они смотрят друг на друга, подмигивая и упиваясь сотворчеством!

Это — лучшее в экспозиции. Сама коллекция, которая в Москву привезена малой частью, — не музейного уровня.

Не дотягивает до него и собрание Михаила Барышникова. Отдел личных коллекций ГМИИ открыл выставку «Искусство, с которым я живу», на которой представлена часть собрания великого танцовщика, хореографа, актера. О своей первой покупке портрета Дягилева работы Кокто в парижской галерее он вспоминает так, что понятно: человек подсел на искусство. И деньги есть.

Но по большей части это театральные эскизы — специфика работы. И превалирует графика, которая обходилась дешевле. Из авангардистов Барышников выбрал успешных, но не лучших — Олега Целкова и Михаила Шемякина. Но вкус коллекционера — личное дело. А благодаря срифмованности, выставки очень интересны. Спасибо Ирине Антоновой за вкус и любовь к интриге.