09.04.2015
Как ожидается, недавно назначенный глава Роскосмоса вот-вот представит Владимиру Путину «перспективные проекты в области пилотируемой космонавтики». Об этом СМИ сообщили со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Рогозина. Зачин обнадеживает, ибо предполагает последующий прямой заказ от самого президента. Как когда-то Сталин заказывал ракету Р-1 напрямую Королеву...
Удивительно — сколь многое зависит в космонавтике от человека. Королевские планы межпланетных экспедиций были отправлены под сукно сразу после его смерти. Когда же по вине властителей робких и случайных рухнула вся советская империя, то достаточно быстро растворилось и ее космическое величие. «Ракеты сменяли на котлеты», как пелось в одной песенке. Могучий «Буран» был показательно выставлен на потеху публике в ЦПКиО им. Горького. Янки-победители, вытащив все лучшее из советских технологий, склонили нас к сожительству на строящейся МКС, где до сих пор имеют генеральный контроль. После такого мезальянса старую добрую ОКС «Мир» пришлось после первых серьезных недомоганий столкнуть в океан, чтобы не мучилась.
Нет, конечно, пилотируемые полеты на МКС и коммерческие международные запуски спасли ряд предприятий и множество хороших специалистов от голодной смерти. Но роль международных «космических извозчиков» не оставляет никакой перспективы, кроме краткосрочных меркантильных выгод, в том числе для отдельных промышленных гигантов. При этом отсутствие генеральной линии развития выхолащивает, обращает к деградации передовые заделы и организационные достижения отечественной космонавтики. Недаром кратный рост финансирования отрасли в нулевых совпал с резким скачком аварийности, породившим мрачную шутку: «Самая лучшая конфигурация российских спутников работает на дне Тихого океана».
Нельзя сказать, что в «нашем космосе» ничего хорошего не происходит. Безусловным достижением (правда, полностью из советского багажа) стала долгожданная премьера тяжелой ракеты «Ангара», обещающей сменить старичка «Протона». Со срывами, но все-таки строится космодром «Восточный». Неизбежно — как часть экономической и оборонной доктрины — страна вынуждена развивать навигационную систему ГЛОНАСС, вообще — спутниковую орбитальную группировку — для систем связи и мониторинга планеты. Проводятся скромные в сравнении с советскими научные исследования. Из явных технических заделов на будущее можно назвать ядерную электродвигательную установку (ЯЭДУ) для полетов к Луне и Марсу, анонсированную в 2010 году Роскосмосом и «Росатомом». Первый топливный элемент для нее собрали прошлым летом на ОАО «Машиностроительный завод» в Электростали. До полноценного ядерного двигателя еще далеко, но первый шаг вроде бы сделан.
Только вот не разойдется ли эта инициатива с суровой реальностью? Как там насчет Циолковского, Цандера и Королева, «яблонь на Марсе», нового «космического дома» человечества, лунных поселений, межзвездных путешествий? Может, людям пора стать взрослее и распрощаться с подобными фантазиями? Именно так считают сегодня многие эксперты, предлагая, например, ввести мораторий на пилотируемые программы, оставив в активе только военную и коммерческую орбитальную космонавтику — без космонавтов. Логика здесь, безусловно, есть, ведь Землю захлестывает десятый вал проблем: энергетических, сырьевых, климатических, экологических. К тому же в последние годы в форс-мажорный режим переходит глобальный экономический кризис, активизировалось противостояние России с Западом. До звезд ли в такой ситуации?
Однако слышны голоса, звучащие вопреки обстоятельствам. Так, ведущий конструктор проекта «Энергия — Буран» Владимир Бугров призывает вернуться к проекту Сергея Королева. После выхода человека за пределы земной атмосферы он планировал полет даже не на Луну или Марс, а в межпланетное пространство на тяжелом корабле, выведенном в точку либрации (гравитационного равновесия) между Землей и Солнцем. Другие энтузиасты, вторя Бугрову, яростно отстаивают лунную и марсианскую программы. Однако скептики с пристрастием вопрошают их о стратегической цели таких полетов. Новые сырьевые базы, площадки для эвакуации с перенаселенной Земли? Исходя из сегодняшнего развития науки и техники, лунная, а в особенности марсианская база под такие цели не годятся. Многие эксперты, например научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, считают, что колонизация Марса вещь вообще несбыточная — проще построить новую планету на другой орбите...
Вопрос, тратиться ли на дорогостоящие проекты, уводящие в сторону от Земли, в условиях российско-атлантического «похолодания», разумеется, не лишен политической и военно-экономической окраски. И Билл Клинтон, и Джордж Буш-младший очень уж хвастливо демонстрировали желание покорить «красную планету», как бы распространяя Pax Americana за пределы Ойкумены. При Обаме это стремление лишь немного притихло. Да и то в связи с мировым финансовым кризисом 2008-го. Остается вполне резонное опасение, что в этакой гибридной войне нас под романтическим соусом пытаются втянуть в тупиковую марсианскую гонку на разорение. Напугали же американцы Горбачева в середине 80-х пресловутыми «звездными войнами», оказавшимися на поверку пшиком. Помните, как у Булгакова? «Растерявшийся Иван послушался шуткаря-регента и крикнул «караул!», а регент его надул, ничего не крикнул»...
Чтобы избежать подобной, да и других опасностей, ставить стратегические задачи перед космонавтикой, безусловно, должно высшее руководство страны. Опираясь на мнение авторитетных ученых и конструкторов, на собственную интуицию. У нас же все последние годы космическая отрасль в лице чиновников фактически вынуждена была нагружать себя сама.
По большому счету альтернативы освоению дальнего космоса у цивилизации нет. И, может быть, именно Россия, предложит человечеству некий неожиданный и при этом реалистичный Большой космический проект? Но для этого нам нужно вновь ощутить себя планетой смыслов, а не спутником Запада.