23.10.2014
Письменных свидетельств о любви славян к кулачному бою в дохристианские времена не сохранилось, но наверняка народная забава не появилась в одночасье в тот момент, когда на нее обратил внимание в своей знаменитой «Повести временных лет» главный летописец древности Нестор.
«Се бо не поганьски ли живемь... Дьяволъ льстить, всякыми льстьми превабляя ны от Бога трубами, скоморохи, гусльми и русальями. Видимъ бо игрища утолочена, и людий множьство на нихъ, яко упихати начнуть другъ друга, позоры дѣюще от бѣса замышленаго дѣла, а церкви стоять».
Одним словом, не одобрял. Но до широких масс мнение Нестора не доходило, и кулачные бои приобретали все большую популярность. Несмотря на откровенную жестокость, побоища были ограничены правилами, которые участники неукоснительно соблюдали.
Лучше всего суть кулачного боя описана в журнале «Русская старина» в 1913 году: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище».
Обычно кулачные бои приходились на праздники: летом — на улицах или площадях, зимой — на льду замерзших рек и озер. Бои сопровождались гуляньями, к месту стычек собирались зрители, коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом.
Популярность кулачного боя в народе шла вразрез с мнением церкви, которая не приветствовала подобных развлечений. В этой ситуации многое зависело от государевых мужей. Если в XVII веке бои ушли в «подполье», то во времена Петра I и Екатерины II негласно поощрялись. Большим поклонником кулачных боев считался граф Алексей Орлов, который любил испытать на прочность любого противника.
Существует несколько разновидностей древнего «махалова». Наиболее популярная — «стенка на стенку». К слову, этот вид полностью опровергает мнение о примитивности кулачного боя. Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки называли по-разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.
Накануне противостояния вожак вместе с командой разрабатывал план: выделял сильнейших и наиболее опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами. При подготовке также назначались резервисты для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы вывести из строя конкретного противника. Руководители сторон не только участвовали в бою, но и подбадривали подопечных, а также на ходу корректировали тактику.
У Петра Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка. «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.
— Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано».
Участники готовились к схватке не только тактически, но и физически. Ели больше мяса, чаще парились в бане. Подобному профессиональному отношению к делу могут позавидовать многие современные спортсмены.
Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Дмитрий Ровинский в книге «Русские народные картинки» писал: «Перед боем привозили целыми возами кожаные рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники. Случались охотники из купцов, в меховых шубах, и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — «заводные» один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».
Говоря современным языком, кулачный бой легко может вписаться в индустрию развлечений и при должной раскрутке занять достойное место среди популярных единоборств. Подвижки в этом направлении уже делаются. В частности, ни одна Масленица не обходится без этой народной забавы.
«Молодежь думает, будто можно боксерам встать в ряд, и получится стеношный бой. Ничего хорошего из этого не выйдет! И правила особые, и техника другая, и самосознание — это ведь не соревнование, а потеха», — поведал «Культуре» главный энтузиаст кулачного боя Андрей Грунтовский.
По его словам, о былой массовости состязаний говорить не приходится, но с каждым годом число участников растет, а значит, традиция жива.
Правила кулачного боя
Нельзя бить упавшего, присевшего или отступающего, а также не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье противника. Бой ведется лицом к лицу — нападать сбоку или со спины запрещается («с крыла, взашей, в тыл не бить»). Наиболее распространены удары в голову, солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускаются толчки плечами или двумя руками.