Леонид Ивашов: «Главная угроза для России возникает на арктическом направлении»

Сергей ГРОМОВ

03.04.2014

В середине марта в Заполярье впервые в истории страны состоялась массовая высадка десанта с боевой техникой. Комментарии военных крайне скупы. Однако очевидно, что богатая природными ресурсами Арктика в ближайшее время может стать ареной столкновения ведущих мировых держав. Расчерченные на картах границы придется утверждать во льдах. Одного лишь доброго дипломатического слова для отстаивания государственных интересов может оказаться недостаточно. 

Шесть слоев камуфляжа

Высадка арктического десанта напоминала кадры фантастического фильма. Над островом Котельный (Новосибирские острова), от которого до Северного полюса по местным меркам рукой подать, раскрылись сотни белых парашютов. Спустившиеся на них огромные, на первый взгляд неуклюжие, но на деле необыкновенно сноровистые арктические воины в невиданном обмундировании, двигаясь перебежками и постреливая короткими очередями, вытесняли «условного противника»… 

А начались учения с того, что 13 марта первые военно-транспортные самолеты с бойцами Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии прибыли на аэродром города Тикси в северной Якутии. Здесь они оборудовали полевой лагерь на 350 человек. И сама переброска в высокие широты такого контингента, и практическое десантирование посадочным способом (на самолетах) проводились впервые, как и последующие массовые парашютные прыжки.

Учебно-боевая задача — захват расположенного на Котельном аэродрома «Темп». Сначала в зону высадки «выбросили» на парашютных платформах боевые машины десанта. Через 15 минут туда высадились 350 десантников, которые быстро «захватили» аэродром. В качестве условного противника им противостояли мобильные группы на снегоходах и парапланах. Уже через час десантники готовы были принять на «захваченный» аэродром самолеты военно-транспортной авиации с тяжелой техникой, вооружением и основными силами.

Операция проходила в крайне тяжелых погодных условиях — температура минус 25–30 градусов, скорость ветра при десантировании — более 12 метров в секунду, что на 2–4 метра выше допустимой.

На учениях использовались новейшие парашютные комплексы «Арбалет» и «Д-10», позволяющие совершать прыжки с высоты от 200 до 8 тысяч метров. И если обычный спортивный парашют может в горизонтальной плоскости пролететь до 15 км, то «Арбалет» — до 35. Чтобы управлять им, нужна серьезная подготовка. Сначала прыжки отрабатываются на земле на специальных тренажерах, лишь затем — в воздухе. До выполнения учебно-боевых задач допускают только тех, кто имеет за плечами более десяти прыжков. Поэтому с «Арбалетами» прыгают сейчас в основном опытные контрактники, составляющие основу ВДВ.

Использовались и новые станции спутниковой связи со скоростью передачи данных в двести раз выше, чем у аппаратуры предыдущего поколения. Чтобы не замерзли, десантников одели в специальное обмундирование из шести слоев, позволяющее выдерживать сорокаградусный мороз. Первый, ближний к телу, слой представляет собой влагоотводящее и огнестойкое термобелье, затем идет флисовая одежда, ветро-водозащитный, утепленный ветрозащитный и полевой слои. Этот арктический камуфляж обеспечивает бесшумность передвижения и маскирует среди снежных заносов. Шлем и берцы тоже «полярные». Десантник в такой одежде выглядит достаточно громоздко, но, как утверждают сами бойцы, костюм не сковывает движений и достаточно удобен.

Кроме обмундирования, «голубые береты» согревались усиленным питанием — в рацион вошли бутерброды с салом и колбасой, фруктовый компот, шоколад, карамель. В Тикси была развернута автокухня, а командам бойцов, выполняющих задачи на удалении от лагеря, выдали компактные кухонные наборы, на которых также можно разогревать пищу. На самом Котельном десантники развернули отапливаемые палатки (по типу чумов), в которых могли обогреться свободные от смены бойцы.

Оружие и боевая техника не подвели — по гарантии завода-изготовителя они способны выдержать и минус пятьдесят по Цельсию.

Угроза для России

Очевидно, что не ради спортивного интереса наши военные провели такую уникальную операцию. Комментарии из Минобороны крайне скупы. Тем не менее очевидно: российские войска готовятся к возможной битве за Арктику. Подтверждением этого является и недавнее сообщение о том, что в Арктике планируется сформировать новую военную структуру — Объединенное стратегическое командование (ОСК). Оно будет создано на базе Северного флота, а его командующий станет подчиняться напрямую министру обороны. Что, конечно же, подчеркивает его особое положение, сопоставимое со статусом целого военного округа.

— Полагаю, что создание ОСК — очень правильный шаг, хотя и несколько запоздалый, — комментирует «Культуре» президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Сегодня Арктика по запасам природных ресурсов, прежде всего углеводородных, выходит на первое место в мире. И именно там возникает главная военная угроза для России. Американцы уже наращивают в регионе группировки войск, выполняют программу увеличения количества вооружений, адаптированных к условиям Арктики, создают новые типы оружия. Во главе с США формируется этакое «арктическое НАТО». И самое главное для России в этом контексте то, что Запад отказывается признавать наши права на шельфы, хребты Ломоносова и Менделеева и другие арктические территории, на которые Россия по праву претендует.

Получив возможность закрепиться в Арктическом регионе, страны НАТО продолжат окружать Россию своими военными базами, включая инфраструктуру ПРО, по всему периметру наших границ. О серьезности американских намерений говорит и тот факт, что в начале этого года глава госдепа Джон Керри уведомил сенат, что в госдепартаменте скоро появится специальный представитель по Арктике. Он будет отвечать за продвижение интересов США в регионе. 

Это не просто слова. Еще в середине сентября прошлого года за полярным кругом у границ России прошли совместные учения ВВС Норвегии, Швеции, Финляндии, США и Великобритании под кодовым названием «Арктический вызов – 2013». Их цель — продемонстрировать возможность быстрого наращивания присутствия ВВС США и их союзников в регионе. Смотрелось действительно как вызов. Около 80 боевых самолетов при поддержке флота и систем ПРО — такая сила способна нанести огромный ущерб. Что же может противопоставить Россия?

— Все необходимые военные средства в регионе есть, — считает военный эксперт Игорь Коротченко. — Основная задача состоит в том, чтобы централизовать и упорядочить управление всеми вооруженными силами в Арктике. Этим и будет заниматься ОСК. К тому же там будет развернута дополнительная группировка сухопутных войск, произойдет расконсервация нескольких полярных аэродромов.

Что имеется в российском арсенале на этом направлении? Уже упоминавшийся аэродром «Темп» подготовят для приема транспортных самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Оказалось, что взлетно-посадочная полоса за минувшие двадцать лет почти не разрушилась, ее без особого труда можно восстановить. В дальнейшем она будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» мог принимать тяжелые самолеты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использоваться для действий стратегической авиации.

Подобные военные базы будут созданы на базе «законсервированных» в районе Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, острова Врангеля. Сейчас там производится оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и лоций, гидрометеорологические наблюдения, изучение возможностей плавания не ледокольных судов — полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа). Помимо островных баз, вдоль Северного морского пути создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.

Полярная нефть

Россия намерена прикрыть фронт не только с материковых баз, но и с моря. Активно используя для этого корабли и ледоколы Северного флота. Атомные подводные лодки не в счет — свое боевое дежурство в этом регионе они не прекращали даже в не самые благоприятные для страны времена.

Осенью прошлого года отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем, отряд возглавляет флагман СФ тяжелый атомный крейсер «Петр Великий». Годом ранее крейсер прошел по Северному морскому пути до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и высадку техники на остров Котельный. За тот поход крейсер был удостоен ордена Нахимова.

В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России — помимо «Петра Великого» это четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия. 

Как рассказали «Культуре» в штабе главного командования ВМФ, сейчас корабелы «Севмаша» приступили к ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». С конца 1990-х он ржавел у одного из северодвинских причалов. В середине прошлого года было принято государственное решение обновить корабль внешне и внутренне, оснастить современной радиоэлектроникой, новейшим оружием и в 2018 году предоставить в распоряжение ВМФ. Обновленный корабль станет новым флагманом Северного флота, придя на смену своему собрату «Петру Великому». А тот, в свою очередь, встанет на ремонт.

Удастся ли нам в ближайшие годы вновь утвердить свои приоритеты на Крайнем Севере? Однозначного прогноза пока нет. После многих лет практически полной демилитаризации стала заметна активность российских политиков и военных в вопросах арктической стратегии. На восстановление военных баз, ремонт и строительство кораблей Северного флота выделяются колоссальные средства. Однако финансово-экономическое и военное преимущество стран НАТО пока еще слишком очевидно. 

— За годы постсоветских «реформ» северное направление стало самым незащищенным, с точки зрения стратегической безопасности, — считает Леонид Ивашов. — В нашей арктической зоне образовалось столько дыр, что на их латание потребуются годы. Россия лишилась в этом регионе своей мощной, в том числе стратегической, авиации. Корабельный состав устарел. Морской пехоты тоже практически не осталось. Ставка на баллистические ракеты подлодок в контексте общей оборонной доктрины, конечно, необходима, но в новых геополитических условиях явно недостаточна. Никто сегодня «обмениваться» пусками таких ракет, скорее всего, не будет. Что нужно делать в первую очередь? Подключить науку, военную и конструкторскую мысль, чтобы найти наиболее оптимальные решения, касающиеся и составов военных группировок, и типов вооружений, которые при минимальных финансовых затратах могли бы осуществлять принцип военно-силового сдерживания и поддерживать нашу внешнюю политику.

МИД России тем временем готовит для специальной международной комиссии заявку с обоснованием новых границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Границы эти могут выйти за пределы нынешних 200 морских миль. Следующий этап объективных, научно доказанных территориальных притязаний — получение подтверждения права на хребты Ломоносова и Менделеева, а также котловину Подводников. В этом районе, по прогнозам ученых, может содержаться около 12% мировых запасов нефти.