Минкульт показал итоги «правления» Владимира Мединского

Мария ЕРМАКОВА

29.01.2020

Министерство культуры опубликовало результаты деятельности за 2012–2019 годы, то есть за время, пока Владимир Мединский находился на посту министра.Владимир Мдинский и новый министр культуры Ольга Любимова. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

Цифры говорят сами за себя: за этот период в стране прошли четыре «гуманитарных» года, в том числе Год культуры. Рост заработной планы работников отрасли вырос в среднем в три раза — с 12,7 тысячи рублей до 40,9 тысячи рублей. Приняты 68 федеральных законов. Более 900 объектов культуры построено, отреставрировано и реконструировано. Реестр объектов культурного наследия пополнился 144 тысячами объектов. В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО появилось три российских объекта. Число посетителей музеев выросло в 1,7 раза. Зрителей российского кино стало больше на 76 процентов. (Полный текст отчета)

Председатель Общественного совета при Минкультуры России Михаил Лермонтов назвал время работы Владимира Мединского на посту министра периодом глобальных изменений в сфере культуры. По его словам, экс-министр сделал отрасль одной из самых динамично развивающихся в стране, а саму культуру — национальным приоритетом. 

«Приняты Основы государственной культурной политики — это фактически конституция культуры. Впервые прописано, что главной целью этой политики является воспитание гармонично развитой личности. В отличие от прежних идей, что культура и образование готовят эффективных менеджеров и квалифицированных потребителей. Произошел слом государственной политики в направлении формирования и укрепления духовно-нравственных ценностей», — отметил Лермонтов в интервью «Культуре». 

Отечественная культура стала активно развиваться, приносить доход и получила фактически второе дыхание, считает он. «Эта динамика должна продолжаться и при новом министре», — подчеркнул председатель Общественного совета. 

Основной задачей для нового главы ведомства является принятие нового закона «О культуре». Точнее, «О культурной деятельности» — на такой формулировке настаивает Михаил Лермонтов:

«Этот закон должен стать мягкой силой, защищающей национальные интересы. Мы обсуждали концепцию в рамках последнего Санкт-Петербургского международного культурного форума. Далее планируем провести широкие общественные слушания». 

Одними из важнейших в будущем законе эксперт назвал вопросы сохранения культурного наследия методами государственно-частного партнерства, т.е. реставрацию памятников с привлечением частных инвестиций. Общественный совет, в свою очередь, должен будет определиться с вопросами, связанными с использованием этих объектов. 

Среди проблем, с которыми столкнулось Министерство культуры за последние 8 лет, — недофинансированность отрасли в целом, плохо работающий закон о госзакупках, а также недостаточное влияние министерства на все сферы культуры. Об этом рассказал «Культуре» политолог, главный научный сотрудник отдела государственной культурной политики Института Наследия Сергей Черняховский. Он предположил, что новому министру культуры Ольге Любимовой придется также столкнуться с подобными проблемами.

«Культура значительно шире того, за что отвечает Министерство культуры. Есть СМИ, книгоиздание, образование, и то, что эти отрасли вне системы Минкульта, противоречит логике. Хотелось бы, чтобы удалось отладить межведомственное взаимодействие».   

Он подчеркнул, что при Владимире Мединском деятельность в сфере культуры приобрела смысловое содержание: 

«Культура стала существовать как цель развития, а не как сфера самоутверждения и заработка деятелей культуры. Неприязнь и даже ненависть у некоторых художественных групп только подтверждает это». 

Однако для решения многих глобальных задач не хватало финансирования, считает Черняховский. 

«Мешал общий рыночный подход: кино, театры и так далее должны приносить доход. Если исходить из только рыночных соображений, то тогда следовало бы выпускать порнографические фильмы. Но суть искусства в том, чтобы сохранять в человеке человеческое, а не животное», — отметил он. 

Зампред комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис считает значительными результаты работы Министерства культуры за последние годы. Вместе с тем, полагает он, есть и нерешенные задачи.

«В Конституции прописано, что каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. К сожалению, пока этот доступ есть не у всех. После распада СССР мы утеряли много сельских домов культуры, а местные власти не всегда могут выделить деньги на то, чтобы их восстановить или построить новые. Это проблема общероссийского масштаба. Мы видим большие цифры и достижения, но в реальности в российской глубинке людям подчас просто негде провести досуг», — отметил он в разговоре с «Культурой».

Согласно отчету Минкультуры, по программе поддержки сельских домов культуры, начатой в 2017 году, 125 ДК построены, 34 — реконструированы, 1744 отремонтированы. Закуплено более 4,5 тысячи единиц нового оборудования. Ежегодно на эти цели правительство выделяет 2,9 миллиарда рублей. 

Однако в масштабах нашей огромной страны этого недостаточно, считает Денис Кирис.

«В рамках нацпроекта «Культура» эти проблемы решить полностью невозможно. Денег не хватит. Нужны либо средства резервного фонда, либо очень серьезная инвестиционная политика», — подчеркнул он. 

Сейчас ДК обслуживают по федеральному закону о местном самоуправлении. Кирис убежден, что тут необходим комплексный подход: «Во-первых, считаю, что необходимо вернуть федеральное подчинение сельских домов культуры. Нужна специальная федеральная целевая программа. В рамках которой, во-первых, будет проведен мониторинг реального количества и состояния домов культуры; во-вторых, будет выделяться прямое финансирование». 

Согласно исследованию, проведенному комиссией Общественной палаты, по состоянию на 2019 год в неудовлетворительном состоянии находятся почти 60 процентов учреждений культуры в стране. Главные проблемы — изношенность зданий и инженерных коммуникаций, недостаточное финансирование, плохая материально-техническая обеспеченность, кадры. Мониторинг доступности учреждений культуры охватил данные по 35 субъектам Российской Федерации. Впрочем, с представленными данными пока не согласились в Минкультуры. 

В целом все эксперты сошлись во мнении, что основной проблемой Министерства культуры было и остается недостаточное финансирование из федерального бюджета. С политическим фундаментом прошлому руководству разобраться удалось, как и удалось сделать многое с учетом имевшихся ресурсов. Добиться пересмотра бюджета на культуру — вот основная политическая задача на ближайшие годы, считают эксперты.

Фото на анонсах: Сергей Карпухин / ТАСС, Александр Авилов / АГН «Москва»