14.09.2012
В течение 90-х годов прошлого века и в первое десятилетие века нынешнего те, кого принято именовать патриотами-охранителями, государственниками и консерваторами, оставались в тени интеллектуального «мейнстрима». Нет, конечно же, существовало немало площадок различной степени маргинальности, где собирались люди, связывающие свое мировоззрение с различными производными «теории официальной народности» — знаменитой триады графа Уварова «Православие, Самодержавие, Народность».
Однако подобная «самореализация» практически всегда напоминала пар, уходящий в свисток чайника. Пассионарный потенциал державников всех мастей убегал в нижние слои атмосферы не без некоторого шума, но с нулевым КПД. Сюда можно отнести и бесплодные попытки создания площадок, претендующих на статус лабораторий по исследованию консервативных идей прошлого, и создания новой национально-государственной парадигмы, базирующейся на традиционных для России духовно-нравственных и историософских позициях. Здесь и опыты патриотического партстроительства, когда было создано несколько десятков движений, союзов и партий с порой вычурно-эпатажными названиями, но ни одна из них так и не смогла попасть в Госдуму. За исключением разве что блока «Родина», мелькнувшего в 2003 году, подобно зарнице, но в течение нескольких последующих лет развалившегося до основания.
Если же говорить о попытках создания консервативных интеллектуальных центров, то практически все подобные начинания оказывались кратковременными, ограниченными узкими рамками создания и презентации того или иного футуристического проекта, более или менее утопичного. Впрочем, два доктринальных текста последних десяти лет уже вошли в историю русского консерватизма. Во-первых, коллективная «Русская Доктрина» 2005 года, в свое время горячо поддержанная нынешним предстоятелем Русской церкви, а тогда митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (к слову, ключевые авторы «Доктрины» уже вошли в состав «Изборского клуба»). Во-вторых, составленный в 2010 году «Манифест просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова, ставший прецедентом уникального синтеза классического русского консерватизма и евразийства.
Тем не менее уровень самих консервативных интеллектуальных проектов прежде обычно ограничивался сетевыми и — много реже — печатными площадками (например, газетой «Завтра» Александра Проханова). Это, с одной стороны, обусловливалось крайне ограниченным взаимодействием основной массы интеллектуалов-консерваторов с академической средой, с другой же — практическим отсутствием путей выхода, а соответственно, и влияния на современный российский истеблишмент.
И вот то, о чем многие годы мечтали русские консерваторы, свершилось. Воплощением этой мечты стал «Изборский клуб». Поверьте, пафос небезоснователен. Ведь проект зародился отнюдь не в разгар очередного предвыборного сезона. Более того, в момент, когда протестная активность так называемого «креативного класса» начала захлебываться в море пассивного, но твердого и основательного народного патриотизма. Один факт, что беспрецедентная (сравнимая лишь с годами «безбожных пятилеток») травля Русской православной церкви, развернутая в течение последнего года, не получила ни малейшего положительного отклика в народе, уже значит очень много. По данным ВЦИОМ, сегодня граждане России в массе своей разделяют справедливость уголовного наказания, настигшего трех участниц главного антицерковного и, скажем прямо, русофобского символа 2012 года — пресловутой панк-группы.
Именно в этих, отнюдь не конъюнктурных, условиях ряд признанных интеллектуалов-консерваторов (Александр Проханов, Леонид Ивашов, Наталия Нарочницкая, Михаил Леонтьев, Виталий Аверьянов, Максим Шевченко, Александр Дугин, Николай Стариков и многие другие) вместе с несколькими государственными чиновниками далеко не самого последнего звена (среди которых стоит отметить министра культуры Владимира Мединского и губернатора Псковской области Андрея Турчака) сели за общий круглый стол. Как реальный, так и виртуальный — современные консерваторы не гнушаются «скайпа». Не для того, чтобы потом поставить галочку о проведенном «мероприятии по поводу», но в целях создания долговременного интеллектуального проекта.
Суть и цель «Изборского клуба» его организаторами еще накануне учредительного заседания была сформулирована четко и емко:
«Сегодня российская государственность подвергается мощной идеологической атаке. Против России применяется «организационное оружие», действие которого направлено на подрыв базовых государственных, культурных и религиозных институтов, на разрушение традиционных ценностей российского общества. Скоординированной информационной атаке подвергнуты Президент, правоохранительные органы, Православная Церковь. Эффективно противостоять «оранжевому», по своей сути, вызову с помощью традиционных PR-инструментов, финансовых вливаний или правового преследования сегодня не удается. Необходим ассиметричный ответ в плоскости идеологии, информационной повестки через консолидацию разрозненной интеллектуальной патриотической элиты: государственной, научной, общественной, религиозной. Представляется крайне востребованным именно сегодня создание идеологического и интеллектуального Центра, который на своей площадке объединил бы государственников, не только экспертов и политологов, но и представителей власти, оборонной промышленности, общественных деятелей, журналистов, духовенства».
Сказанное не отличается особой оригинальностью. Многие патриоты и консерваторы в течение последних месяцев и даже лет неоднократно формулировали нечто подобное. Но одно дело — заявить, и совсем другое — аккумулировать энергию во имя единой цели — возрождения великой державы на основе исторических и культурных традиций и идейного противостояния оппонентам. Получится ли это у «Изборского клуба»? Пока сказать сложно, ведь состоялось лишь первое заседание. Но сам факт обнадеживает.
Обнадеживает и критика в адрес «Изборского клуба», раздавшаяся как из стана либералов-западников («такая попытка, если она станет, не дай бог, официальной или квазиофициальной философией и идеологией, просто ускорит разрыв между Россией модернизационной и Россией, пятящейся назад»), так и со стороны ультранационалистов («великодержавные космополиты и безродные патриоты евразийско-имперской и сталинистской масти»). Лично для меня нет никаких сомнений в том, что столь агрессивная реакция, — как минимум, свидетельство серьезности начатого проекта.
Валерий КОРОВИН, заместитель директора Центра консервативных исследований
Практически всеми докладчиками «Изборского клуба» было отмечено, что Россия сегодня готовится к преображению именно как глобальный евразийский неоимперский проект. Если говорить о принципах, на чем довольно подробно остановился вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, то, конечно же, наше русское, евразийское видение мира — это мир справедливый, многополярный, где евразийская империя является одним из центров принятия решений и формирования глобальной повестки дня. В противовес той картине мира, которая сложилась сегодня — с единственным гегемоном.
Реальность такова, что в мире существует лишь один геополитический центр. Объединенная Европа, на которую возлагались большие надежды, не является геополитическим субъектом так же, как им не является Китай. Экономическим — да, но «геополитика — это наука править». Ни Европа, ни Китай, ни, к огромному сожалению, Россия не имеют достаточного геополитического веса, чтобы на равных с США участвовать в управлении миром. Однако это не отменяет нашей уверенности в том, что в мире должно быть несколько геополитических центров, и одним из них станет возрожденная Евразийская империя. По поводу неизбежности имперского преображения России достигли консенсуса все участники клуба, вне зависимости от того, каким взглядам они больше симпатизируют — левым, консервативным, националистическим или имперским. Россия должна быть империей, а идеологические нюансы остаются темой дальнейших обсуждений.
Если суммировать все, что было сказано за два дня работы «Изборского клуба», можно обобщенно изложить основные настроения и чаяния в пяти пунктах.
Первый тезис: «Россия — это идеократическая держава». В выступлениях докладчиков неоднократно звучало, что вера в идею, которая является для России первичной в соотношении с материальными потребностями, остается движущей силой российской государственности на протяжении многих веков.
Тезис номер два: «Россия — это самостоятельная цивилизация». То есть это особый случай, который не может быть встроен ни в западную, европейскую, цивилизацию, ни в восточную, азиатскую. Иными словами, Россия всегда предлагала свой особый путь развития и для того, чтобы сохраниться, должна на нем суверенно настаивать.
Третий тезис, который можно вычленить из общего настроения участников: «Россия должна быть большой». Россия всегда была империей, всегда представляла собой континентальное пространство. И представление о «большой России» является уже, по сути, неким религиозным фактором, без которого русский человек не мыслит себя. Он чувствует себя дискомфортно в малом пространстве, он представляет Россию как бескрайние просторы. Россия не может быть маленьким, компактным, как его еще называют сторонники «европейской судьбы» для России, «нормальным», национальным государством или нацией в европейском представлении, а может быть только бескрайней континентальной империей.
Четвертый тезис, являющийся квинтэссенцией сказанного: «Народы России под предводительством великого русского народа являются для нас главной ценностью». То есть не гражданин, не индивидуум, поставленный в центр мироздания либеральными моделями, а именно народ как субъектная категория. Как точка опоры — большой русский народ, и остальные народы, этносы и народности, которые примкнули к русскому цивилизационному проекту и вовлечены в русское евразийское имперостроительство.
И последний тезис, который неоднократно звучал из уст участников клуба в качестве базового: «За социальную справедливость». В ходе работы форума ни разу не звучали призывы к тому, что мы должны настаивать на рыночном пути развития. Все понимают, что русский — это человек, болеющий за справедливость.