16.08.2018
культура: На выставке представлены новинки курортной моды восьми десятилетий. На их примере можно проследить, как менялась жизнь?
Васильев: Конечно. Экспозицию открывают платья в стиле «Русский модерн». Мы видим, что женщины были ниже ростом, догадываемся, что они не работали, если это были дамы, а не пролетарки, и много времени проводили за рукоделием. Обилие вышивки — особенность русского стиля тех лет. И еще, пожалуй, близость к искусству, а точнее, балету. Здесь представлена очень красивая вещь — летнее платье ар-деко: набивной рисунок отсылает к костюмам Рериха для «Весны священной». Кстати, вышивка крестом и гладью чаще всего не заказывалась кружевницам, это была работа самой хозяйки.
Дамы выезжали на воды с огромным багажом — к нарядам прилагались шляпки, перчатки, бинокли, вееры, зонтики. Последние — необходимый аксессуар. Курорт — это жара, а с загаром следовало бороться. В двадцатые годы ситуация резко меняется: индустриализация задает новый темп жизни. Женщина становится мобильнее, теперь она предпочитает быстро передвигаться по городу и любит танцевать — чарльстон, фокстрот, шимми. Юбки укорачиваются (в длинной неудобно входить в трамвай), появляется обувь с перепонками, в моду входят круглые шляпки-клош, по форме напоминающие каски солдат Первой мировой. Такие головные уборы очень подходили к короткой стрижке. Тридцатые годы — время мирового экономического кризиса, связанного с падением на Уолл-стрит. Модницы подчеркивают худобу, модельеры придумывают крой по косой. Свое дело делает и кинематограф. Появлением одного из самых популярных тогда силуэтов, а это узкое платье в сочетании с болеро, мир обязан Грете Гарбо. Знаменитая фам фаталь увлекалась плаванием, и у нее были очень широкие плечи. В результате эту линию захотели подчеркнуть многие дамы. В сороковые силуэт практически не меняется, а в Советском Союзе входит в моду шифон с набивным рисунком или паншифон — трофейная ткань пользовалась спросом у жен офицеров.
культура: Значительная часть выставки посвящена купальникам. Расскажете, как эволюционировал купальный костюм?
Васильев: Он также менялся вместе с жизненными обстоятельствами. Вспомним, что в начале прошлого века, когда пляжи подразделялись на мужские и женские, понятия «модный купальник» не существовало. Все были одеты в плотные шерстяные плавательные костюмы, полностью скрывающие фигуру. Но все изменилось в 1920 году, когда в Константинополь хлынули русские эмигранты. Женских пляжей там не было в принципе, турчанки ведь не купались. И русские открыли пляж «Флория», где представители обоих полов отдыхали бок о бок. Тогда и появились яркие цветные купальники — очень целомудренные по нынешним меркам: мы бы их приняли за мини-платья. Был тут и другой важный момент — женщины захотели привлечь внимание мужчин.
культура: Прежде такой задачи не ставили?
Васильев: Нравиться, конечно, хотели всегда, но усилий к этому не прикладывали. В начале века мужская популяция существенно превосходила женскую, и барышня-скромница в белом наряде из плотного кружева не делала ровным счетом ничего, чтобы стать объектом внимания — она была им априори. После Первой мировой прекрасный пол остался в большинстве, пришлось конкурировать: в том числе показывать фигуру на пляже. Раздельные купальники возникли в тридцатые годы, бикини в пятидесятые. Впрочем, шорты полностью прикрывали ягодицы, из лифа ничего не вываливалось. Вообще, представления об этикете были другими. Например, было не принято купаться без шапочки: боялись лишиться укладки.
культура: Раздельные купальники с завышенной линией талии снова в моде. Нам хочется вернуться в прошлое?
Васильев: Думаю, что в прошлое обращены сами кутюрье. Иначе и быть не может: мода циклична. Драпировки, типичные для сороковых, стали «новинкой» восьмидесятых, а платье из тридцатых-сороковых, скроенное по косой, вернулось на подиумы полвека спустя. Не идентичное, но очень похожее было на Линде Евангелисте в девяностые.
культура: Раз все повторяется, можно ли сделать прогноз — что будут носить через пять, десять лет? Появится ли что-то новое?
Васильев: Ничего нового в моде больше не случится. Потому что на эту «конструкцию» — две руки, две ноги, а посередине туловище и голова — все скроено и сшито. Появятся новые цветовые сочетания, материалы, принты, но только не формы. Вообще, новое — это то, что вы видите на выставке. Вы же не видели именно этих моделей.
культура: Блогеры утверждают, что самый свежий тренд — effortless — одеваться просто, практично, без усилий. Появился даже парадоксальный слоган: «не модно быть модной»
Васильев: Измученные жизнью вещи, рваные джинсы, футболки, майки — это от недостатка идей. Дизайнеры одежды иссякли, и на помощь им пришли визажисты. Когда нет красивых вещей, приходится делать ставку на тело и лицо. Бездействие модельеров заставляет молодое поколение рассматривать себя в лупу. Идеальное состояние кожи, макияж, якобы небрежная прическа волосок к волоску, рельефная мускулатура. Все это хлопотно. Куда проще сделать татуировку. Мой прогноз таков: через пару десятилетий нетатуированных людей просто не останется. Сейчас это звучит диковато. Потому что рисунки однообразны: кому сердечки, кому иероглифы, кому черт с рогами на всю ногу. Но это тоже изменится: рисунки станут красивыми, художественными.
культура: В чем ехать отдыхать в этом году?
Васильев: Для летней темы нет ничего лучше, чем цветочные принты. Не верьте, что они вышли из моды. Цветение — неотъемлемая часть курортного настроения, как море, солнце. А еще всегда актуален белый. Недаром этот цвет считался самым чистым и изящным у русской аристократии.
Фото на анонсе: Игорь Иванко/mskagency.ru