«Чайка» над Темзой

Сергей ГРОМОВ

25.05.2018

60 лет назад, в мае 1958 года, основная труппа МХАТа выступала в Англии. Это был исторический дебют артистов Художественного на родине Шекспира. 

Британские эстеты к тому времени, конечно, имели представление о системе Станиславского, однако шансов видеть стопроцентно русское воплощение ее методов на сцене были лишены. Адекватное отношение к Антону Чехову на Туманном Альбионе в полной мере не сформировалось. Впрочем, реакция островной публики на его пьесы уже заметно отличалась от той, что была, например, в 1920-е, когда театральный критик «Дейли экспресс» об одной из постановок своих соотечественников писал: «Я в третий раз смотрел эту глупую, утомительную, скучную комедию... не понимаю, зачем было переводить эту бессмысленную чушь. Сюжета нет. Продается вишневый сад, несколько скучных людей расстроены тем, что он должен быть продан, и в последнем акте его продают. Я отказываюсь улыбаться или пролить самую скупую слезу по поводу столь бессмысленной истории. Можно лишь заключить, что пьеса поставлена у нас потому, что всегда находятся люди, которых одурманивают имена с окончанием на -ов или на -овский».

Мхатовцы в 1958-м привезли в Лондон и «Вишневый сад», и «Чайку», и «Дядю Ваню», и «Три сестры», а сыграли так, что исполнителям равно восторженно рукоплескали обычные зрители и авторитетные критики. Вот несколько цитат из статей, опубликованных в те дни в британских газетах: «Какой это был блестящий успех! Безупречное мастерство артистов преодолело языковой барьер и сделало просто ненужными пояснения в программе»; «Это было подлинное исключительно законченное искусство, выдержанное в истинно чеховском духе»; «Никогда еще не приходилось видеть «Вишневый сад», показанный с таким глубоким очарованием»; «Я никогда не забуду музыкальных голосов актеров, их поэтических жестов и движений».

«Музыкальными голосами» и «поэтическими жестами» покоряли Великобританию Алексей Грибов, Маргарита Юрьева, Алла Тарасова, Лариса Качанова, Михаил Яншин и другие великолепные русские актеры. Англичане запомнили эти гастроли надолго, к Чехову и Станиславскому стали относиться куда серьезнее.