15.02.2018
11 февраля в Сочи торжественно объявили лучших из лучших, а уже через несколько дней на ВДНХ стартовал форум «Наставник‑2018», площадка, на которой собрались представители федеральной и региональной власти, сотрудники некоммерческих организаций и образовательных учреждений, бизнесмены. Наставничество — важная часть общего сюжета: каждый из 103 победителей конкурса сможет перенять опыт у людей, уже добившихся высот в той или иной сфере. Отметим, что конкуренции среди участников мог бы позавидовать любой проект. Было подано почти 200 тысяч заявок, к заочному тестированию подошло 89 тысяч человек, а по итогам полуфиналов были определены 300 счастливчиков. Треть из них стали победителями.
12 февраля сотню лучших поздравил президент России Владимир Путин. «Лидеры» рассказали главе государства о своем участии в проекте.
— Мне бы очень хотелось, чтобы ничего из того, что сегодня говорилось, не пропало, не растворилось и не исчезло, чтобы этот конкурс был не просто приятным для вас времяпрепровождением, но чтобы он еще был результативным с точки зрения вашего профессионального, служебного и в хорошем смысле этого слова карьерного роста, — отметил президент. — Мы постараемся сделать так, чтобы не потерять вас из вида.
Федор Шеберстов, председатель управляющего совета программы «Учитель для России» (Центральный федеральный округ, Москва):
— Участвовать решил по двум причинам. Во-первых, в течение 15 лет я занимался оценкой лидерского потенциала, и мне было очень интересно, как это делают другие. Я получил огромное удовольствие от того, как грамотно была организована работа. Вторая причина — мой проект «Учитель для России». Это общественная инициатива, мы обращаемся к выпускникам различных вузов с предложением пойти работать в обычные провинциальные школы. Значительная часть преподавателей — это выпускники МГУ, СПбГУ, ВШЭ. Сейчас идея развивается в Калужской, Тамбовской и Воронежской областях. Мы доплачиваем нашим учителям стипендии, организуем их переподготовку, так как у большинства нет педагогического образования, поддерживаем участников два года в надежде на то, что они останутся в сфере образования и, разобравшись в том, что там происходит, начнут менять школу к лучшему.
Проект ставит перед собой три цели. Во-первых, создание сообщества прекрасных педагогов. Во-вторых, для многих ребят, с которыми наши учителя работают, в том числе в сельских учебных заведениях, эта встреча судьбоносна. И, наконец, в‑третьих — создание модели трансформации обычной школы. Хотя программе всего 2,5 года, наши ребята успели запустить несколько десятков собственных проектов, которые имеет смысл распространить по всей стране. Это и интеграция детей мигрантов, и идея преобразования школьных библиотек.
Мне очень важно, чтобы о проекте узнало как можно большее количество людей. И конкурс стал для этого отличной возможностью.
Между конкурсантами сложились замечательные партнерские отношения, мы все были на «ты». Другое дело, что я работаю в области человековедения, поэтому местами мне было проще проходить испытания. Тем не менее я пытался этими преимуществами не пользоваться.
Ольга Углева, генеральный директор Центра кластерного развития Челябинской области (Уральский федеральный округ, Челябинск):
— Мне хотелось оценить собственный уровень, сравнить себя с другими участниками. Одно дело, когда развиваешься в определенной сфере, в моем случае — банки и финансы, там ты можешь объективно оценить, чего стоишь как специалист. И совсем другое — выяснить свой управленческий потенциал. Кроме того, мне хотелось получить опыт решения глобальных задач. В этом плане очень много дает работа с наставниками, их взгляд, экспертное мнение и готовность двигаться вместе с нами дальше. Ко всему прочему мы с коллегами поняли, что всегда есть куда расти, как развиваться.
Существует и еще одна причина, по которой я решила участвовать: во время подачи заявления я работала в «Райффайзенбанке», но уже на следующий день выходила на новое место службы, в подведомственное учреждение Минэкономразвития. Со сменой сферы деятельности изменились и стоящие передо мной задачи: если в банке были простые и очевидные функциональные обязанности, то на новом месте нужно решать более сложные проблемы, и здесь опыт, полученный на конкурсе, очень ценен.
Кроме того, в течение года мы будем работать с наставниками, это прекрасная возможность для дальнейшего профессионального развития и карьерного роста. По итогам были выбраны по 10 наставников, теперь мяч на их стороне: они посмотрели на нас в деле, теперь анализируют наши профили, и до 22 февраля должны будут сказать, на кого из победителей пал их выбор.
Думаю, многие участники конкурса со мной согласятся в том, что самым сложным испытанием, прежде всего в эмоциональном плане, оказался урок в школе. Когда ты сотрудничаешь с людьми на равных, в условиях, которые достаточно тесно приближены к рабочим, — это одно, и совсем другое — когда перед тобой дети, и нужно до них донести важные вещи, мотивировать их.
Элизбар Алиев, начальник отдела продаж ОАО «Красцветмет», самый молодой победитель конкурса (Сибирский федеральный округ, Красноярск):
— Мое решение было случайным, но по мере того, как проходил испытания, рос азарт, становилось все интереснее, хотелось понять, на что способен, сравнить себя с конкурентами.
Пожалуй, осознание того, что я окончательно втянулся в игру, пришло после прохождения комплексного теста, по результатам которого принималось решение о том, кто пройдет дальше. Сделал его очень хорошо и решил, что у меня есть шансы выйти в финал и, возможно, даже выиграть.
Самыми сложными были испытания в городе Сочи. Участники последнего этапа состязаний были гораздо сильнее, чем соперники, с которыми я столкнулся на стадии начального тестирования и полуфинала, разница была ощутимой, так что, признаюсь, это было очень непросто.
Честно говоря, о том, что я самый молодой победитель конкурса, узнал только от вас. Разница в возрасте и положении не ощущалась: все были на равных. Участвовали и руководители больших предприятий, и бизнесмены, и госслужащие, но когда мы начинали выполнять командные задания, общение происходило в рабочем режиме, без оглядки на чины и прежние достижения.
Проект помог мне найти направления для дальнейшего самосовершенствования. Столкнувшись с очень серьезными соперниками, я понял, что многое в себе можно и нужно развивать. Сейчас думаю, где продолжить обучение. Многое зависит и от «шефа», который решит со мной работать. Со своей стороны, я готов впитывать любые знания. Я выбирал наставников из числа руководителей предприятий, представителей крупного бизнеса, буду рад работать с любым из них.
Фото на анонсе: Нина Зотина/РИА Новости