16.06.2016
Это праздник не только для судостроителей, но и для всей страны: давно у нас не было таких неоспоримых технических прорывов. На достроечной набережной завода — ее протяженность 900 метров — расположились сотни работников предприятия, многие пришли с семьями. На церемонию прибыли представители Объединенной судостроительной корпорации, Росатома, Администрации президента, правительства и Совета Федерации. С набережной открывается вид на наклонный стапель, где возвышается корпус этого красавца — нового универсального атомного ледокола ЛК‑60Я. Глубоко в трюме на межотсечной переборке, не видной глазу, прикручена закладная доска с надписью: «Российская Федерация. Универсальный атомный ледокол «Арктика». IMO 9694725, строительный номер 05706. Заложен 5 ноября 2013 г. в Санкт-Петербурге на ООО «Балтийский завод — Судостроение» по проекту 22220 ЗАО «ЦКБ ОСК — Айсберг» для ФГУП «Атомфлот».
— От обычных ледоколов универсальный отличается способностью обеспечивать круглогодичную проводку судов как на глубоководных участках Северного морского пути, так и в мелководных районах, например в устьях северных рек, — пояснил «Культуре» председатель Движения поддержки флота Михаил Ненашев.
Корабль действительно уникальный — начиная с обводов корпуса, который готов ломать лед толщиной до 3,9 м, и заканчивая мощнейшей главной энергетической установкой. Все ноу-хау — российские; использованные при строительстве материалы — тоже, причем высочайшего качества, созданные по инновационным технологиям. Старое у ледокола — лишь имя.
Есть у моряков такая традиция: передавать названия достойно отслуживших судов новым. У предшественника нынешней «Арктики» счастливая судьба. Он отработал в Северном Ледовитом океане 33 года, преодолел расстояние в пять раз большее, чем от Земли до Луны, первым в мире в надводном плавании достиг полюса, установил много других рекордов. Наследнику желают не менее славного пути. С этой своего рода реинкарнацией связывают возрождение всего ледокольного флота России, ведь «Арктика» — первая, но не единственная в серии. В течение двух лет введут в строй еще «Сибирь» и «Урал».
Вокруг корабля суетится спусковая команда, проверяя такелаж. Все готово. Разбить традиционную бутылку шампанского о борт доверяют председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко — отныне она считается крестной мамой ледокола.
— Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль, — сказала спикер Совфеда. — Семь футов под килем тебе, великая «Арктика»!
Затем стальной задержник, соединяющий судно со стапелем, перерезают автогеном. Освобожденная «Арктика» под собственной тяжестью плавно скользит по намасленному наклону вниз и мягко входит кормой в Неву. Корпус вначале, словно присев от неожиданности, чуть зарывается в воду, потом выныривает, крупная волна бежит от него к бетонной набережной… И этот миг, запечатленный объективами, становится уже достоянием истории.
— Еще с петровских времен спуск крупного судна на воду — большое событие, демонстрирующее научно-техническую и производственную мощь страны, — отметил в беседе с корреспондентом «Культуры» почетный полярник, адмирал Иннокентий Налётов, в 1992–2002 годах командовавший морскими силами Федеральной погранслужбы России. — Не секрет, что способность строить и эксплуатировать атомные ледоколы — один из стратегических показателей, по которым измеряется потенциал любого современного государства. Россия делает это даже в условиях продолжающихся санкций.
По словам Налётова, отечественный ледокольный флот — в числе передовых на планете, исследованию и освоению Ледовитого океана мы всегда уделяли огромное внимание. С 1960-го благодаря появлению первого в мире атомного ледокола «Ленин» наша активность в Арктике заметно возросла. Позже флотилию пополнили атомоходы «Арктика» и «Сибирь», что позволило Советскому Союзу, а в дальнейшем и РФ осуществлять круглогодичную навигацию в этом наиважнейшем регионе, богатом углеводородами. Не случайно Россия, Норвегия, США, Канада, Дания включили его в сферу своих национальных интересов. Строительство и модернизация ледокольного флота поможет нашей стране сохранить контроль над Арктикой, заключает эксперт.
Спуск на воду — это еще не конечный этап. Доработки продолжатся на плаву. Специалисты Балтийского завода возведут надстройку с капитанским мостиком, внутрь корпуса через специальные технологические вырезы опустят атомное «сердце» — реакторную установку «РИТМ‑200», состоящую из двух парогенерирующих блоков (ПГБ) тепловой мощностью 175 МВт каждый. Недавно на машиностроительном заводе «ЗиО-Подольск» под давлением в 270 атмосфер проверили прочность второго ПГБ и приступили к его контрольной сборке. В реакторном зале ледокола новенькое «сердце» поставят на двух специальных фундаментах — баках металловодной защиты, весом по 250 тонн. Они нужны для отвода от реактора тепла и для безопасности людей.
Все работы предполагается завершить к концу будущего года. Вообще-то сегодняшний праздник должен был состояться в 2015-м, признались на заводе, а передать ледокол Атомфлоту планировалось в конце 2017-го. Строительство идет с небольшим опозданием, кажущимся совершенно незначительным в сравнении с почти четвертью века. Именно столько прошло с момента спуска на воду (29 декабря 1993-го) здесь же, на Балтийском заводе, заложенного еще во времена СССР последнего советского атомного ледокола «50 лет Победы». Его делали семнадцать с половиной лет, «Арктика» же укладывается в пять. Ресурс нового ледокола — четыре десятилетия, он послужит еще детям и внукам нынешних моряков Атомфлота.
В жизни каждого судна есть три исторические даты: закладка, спуск на воду и подъем Государственного флага Российской Федерации. Именно третье событие считается днем рождения корабля — ждать его «Арктике» осталось недолго.