14.01.2016
Рубль стал свободно обмениваться на золото как внутри страны, так и за рубежом, что моментально перевело его, а вместе с тем и страну в целом в совершенно иную категорию экономической устойчивости и привлекательности.
Россия не была пионером в этой области. Ведущие мировые державы, вступив в эпоху товарно-инвестиционного капитализма, развернули активную борьбу за новые рынки, создавали привлекательные условия для иностранного капитала. Первой, после завершения эпохи наполеоновских войн, в 1816 году золотой стандарт ввела Англия. За ней, в 70-х, это сделала Германия. Россия не могла оставаться в стороне. После отмены крепостного права страна набирала обороты на самых разных направлениях развития — от роста промышленности и протяженности железных дорог до урбанизации населения и электрификации городов. Деньги, являющиеся не только кровью экономики, но и важнейшим источником функционирования всего государственного организма, в этой ситуации нуждались в придании им нового качества. А именно — крепкого, надежного, устойчивого, почти не уязвимого для инфляционных рисков товарного эквивалента, инструмента накопления и инвестирования.
Как только «золотой рубль» стал таковым, иностранный капитал активно пошел в Россию. При этом надо отметить два важных момента. Во-первых, он направлялся в реальный сектор, а не на биржу, поскольку хотел закрепиться здесь, расти и расширяться, а не действовать по принципу: спекульнул, сорвал куш и убежал. Рынок России был куда привлекательнее, чем какой бы то ни было другой. Во-вторых, европейский инвестор практически перестал вывозить полученную в России прибыль, а реинвестировал ее здесь же, работая в стратегическом плане уже в большей степени на нашу страну, чем на себя. Превращался из иностранного инвестора в российского предпринимателя.
После реформы внешнеторговый баланс России начал расти семимильными шагами. В период с 1890 по 1913 год вывоз из страны возрос на 120 процентов, тем самым подняв ее на 6–7-ю позицию в мире по экспорту, впереди Италии и Австро-Венгрии. Свободное хождение наравне с бумажными деньгами вошедших в обращение золотых монет по 5 и 10 рублей, а также империалов (15 рублей) и полуимпериалов остудило спекулятивно-биржевой рынок внутри страны и обеспечило финансовую стабильность, которую не смогли подорвать ни поражение в Русско-японской войне, ни революция 1905 года. Эта система выдержала бы и шторм Первой мировой. Вопреки историческим домыслам, Николай II очень рачительно относился к золотому запасу страны. К 1914 году он был самым крупным в мире — 1311 тонн.
Но подрывная работа против России со стороны ее союзников, которая, как теперь выясняется, нанесла ей гораздо больший вред, нежели военные поражения, и не менее пагубная деятельность внутри страны прозападного, так называемого «просвещенного класса» уничтожили выстраивавшееся по кирпичику здание империи. Союзники, прежде всего англосаксы, видели в послевоенной России — победительнице в войне прямую угрозу установления своей гегемонии в мире. Особенно не нравился им крепкий, независимый золотой рубль и российские запасы желтого металла.
Стране Советов пришлось начинать все сначала. Сталин совершил практически невозможное. После Победы он отвязал рубль от доллара, придал ему почти царских времен крепость и надежность, опиравшуюся на все тот же золотой запас, который, по разным оценкам, после смерти вождя составлял от 2051 до 2804 тонн. Однако при Горбачеве печальная история 1917 года повторилась.
Сегодня Россия, как свидетельствуют многочисленные косвенные признаки, вновь идет по пути, предшествовавшему николаевской реформе. Старается сбалансировать финансовые и внешнеторговые показатели, а также активно накапливает золото. Только за минувший год его запасы в стране выросли на рекордные 186 тонн. По информации МВФ, с 2005-го Россия увеличила золотой запас в три раза. По данным на конец минувшего ноября, он составил 1187,5 тонны. Не исключено, что при самом худшем сценарии, а именно — падении цены на баррель нефти до 20 долларов, в России вновь может быть осуществлена денежная реформа. В случае улучшения ситуации такой спешки не будет, но подготовка к реформе будет продолжена. Россия по многим направлениям возвращается на исторические позиции и пути развития. Дойдет черед и до золотого рубля.