Вудсток по-советски

Светлана ХОХРЯКОВА

18.05.2012

В кинотеатрах Москвы и области вышел на экраны фильм, съемки которого начались еще в 2009 году. Тема выбрана животрепещущая — олимпийская.

В Сочи сейчас, как известно, полным ходом идет подготовка спортивных объектов, а сам южный город претерпевает сложные метаморфозы, которые коренным образом меняют жизнь простых граждан, и на это наверняка спустя какое-то время откликнутся наши кинематографисты. А вот комедия дебютанта Александра Сухарева возвращает зрителя в июль 1980-го, когда Москва готовилась к приезду дорогих олимпийских гостей.

Российскую столицу вычищают, чтобы какой-нибудь неблагонадежный гражданин не опорочил страну перед иностранцами, не разрушил праздничной картинки. На эту тему в свое время была написана пьеса Александра Галина «Звезды на утреннем небе». Поставленная во многих театрах страны, в том числе в «Современнике» и в питерском МДТ у Льва Додина, она рассказывала о проститутках, отправленных за 101-й километр. Героя «Олимпийской деревни» Арсения Чайку выселяют по тому же адресу.

Казалось бы, скромный виолончелист, победитель Конкурса имени Чайковского, какую угрозу он может представлять? Однако им заинтересовались иностранные журналисты, значит, события могут принять нежелательный оборот. Бдительные органы не дремлют. В вынужденную ссылку в деревню Протасово этот увалень едет налегке, захватив только орудие своего труда — виолончель и (видимо, чтобы зрителю было совсем весело) кролика.

В глубинке жизнь бьет ключом. Мужики за бутылку готовы продать самое дорогое, что имеют, — например, борова по кличке Мальчик. А «олимпийские переселенцы» — хиппующая патлатая молодежь знай себе попивает дешевый портвейн, катается на лодках, дает рок-концерты. Словом ведет безалаберную вольную жизнь в духе Вудстока. Это, пожалуй, самая занятная выдумка постановщика, жалкая пародия на американское поселение продвинутой молодежи.

В Протасове встречаются и тургеневские барышни, вроде студентки медвуза Леры. Она отдает предпочтение виолончелисту, отвергая ухаживания местного кавалера и бывшего десантника в неожиданном исполнении Дениса Никифорова. Роль для актера даже полезная, в смысле ухода от поднадоевшего образа из «Боя с тенью». Параллельно развивается московская жизнь, наполненная армией подглядывающих и подслушивающих. Иностранный корреспондент «Радио Свобода» Виллиам Смит в исполнении Валерия Гаркалина, словно перекочевавшего сюда из фильма «Ширли-мырли», тоже попадает под наблюдение. Все необычно для него в Москве: коммуналка, где проживал Чайка, таксисты-информаторы, само исчезновение музыканта, чья карьера не складывается, несмотря на триумф на престижном конкурсе. Вся эта круговерть происходит, пока гости столицы получают массу впечатлений и рыдают на трибунах, прощаясь с улетающим в небо Олимпийским Мишкой.

Комедия Сухарева сделана весьма скромными, доморощенными средствами, но ведь и жанр трудный. Трудно не сбиться на юмор ниже плинтуса. У режиссера-дебютанта кое-что явно получилось. Ему удалось собрать звездный актерский состав и не скатиться к антрепризной залепухе. Деревенские алкаши, сыгранные Тимофеем Трибунцевым, Владимиром Гусевым и Михаилом Ефремовым, отчасти напоминают знаменитую тройку Вицина, Моргунова и Никулина. Но Ефремов тут слабое звено, в тот смысле, что тянет на фирменного себя, а не на легендарного героя Гайдая.

Олимпийская деревня. Россия, 2010, 90 мин. Режиссер Александр Сухарев В ролях: Сергей Колешня, Анастасия Городенцева, Михаил Ефремов, Денис Никифоров, Инга Оболдина, Алексей Булдаков, Людмила Чурсина, Геннадий Хазанов