10.07.2014
?тервью у режиссера картины Глеба Орлова.культура: Впервые за последние годы мы увидели столько масштабных ретросцен. Как рождались дореволюционный Севастополь и Нью-Йорк 1920-х?
Орлов: Перелопачивая интернет, изучая старые фотографии, мы поражались разнообразию мод и стилей. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко воссоздала наряды крестьянской России, украинских хуторов, черноморских городов начала века. Вдохновляясь ее находками, мы включили коллективный разум, воссоздали ушедшую натуру. И случилось чудо — силы, которые отдали подготовительной работе, начали возвращаться к нам вместе с вдохновением.
культура: Манхэттенские высотки нарисованы на компьютере?
Орлов: Декорацию Нью-Йорка отыскали в болгарской столице — к ней уже стояла очередь из съемочных групп. Южный город «построили» на заброшенном торпедном заводе под Феодосией. Там же соорудили настоящий цирк шапито.
культура: Рассказывая о Поддубном, Вы ограничились историей любви, первой крупной победы и американского турне героя...
Орлов: Невозможно объять необъятное. Цирковой роман, формальное поражение на международном турнире в Париже и героический реванш Поддубного — законченная история, в которой есть место катарсису.
культура: Что главное в характере Чемпиона чемпионов?
Орлов: Внутренний стержень, несгибаемая воля. Но огромного борца формировали маленькие люди... Вроде тренера, которого сыграл Дени Лаван.
культура: Актерский ансамбль подбирался непросто?
Орлов: Перепробовали многих претендентов, но выбор на главные роли был очевиден: Пореченков — Поддубный, это ясно.
Мадянов — чистый гений. Где бы он ни играл, одним присутствием в кадре создает целый мир. Хочу видеть его в каждой своей картине. Мы лишь проговорили роль, а дальше он пошел сам, считывая идеи прямо из моей головы и развивая их без заламывания рук и «поисков образа».
культура: В его потешном персонаже мерцает нечто демоническое.
Орлов: Нет, это типичный директор дореволюционного цирка — авантюрист и жулик, непотопляемый Карабас-Барабас.
культура: Эффектно сыграла и Катерина Шпица.
Орлов: Фотогеничная, очаровательная, ее обожает камера. На первый взгляд — девушка-ребенок, одновременно — кинодива из 50-х.
культура: Много лет снимаете рекламные ролики. Этот опыт пригодился в кинокарьере?
Орлов: Режиссура — прикладная профессия. Не только креатив, но и невероятные нагрузки. Работа в рекламе не дает растерять тонус. Все идет в дело.
культура: В какой момент чувствуете, что картина начала получаться?
Орлов: Читая удачный сценарий. Остается лишь подредактировать текст под себя. Выходя на площадку, я заканчиваю работу над фильмом, действую по плану — насколько позволяют обстоятельства. Мне удается воплотить свое видение примерно на 80 процентов.
культура: Что было самым сложным во время работы?
Орлов: Миллион приключений. Миша Пореченков сломал два ребра, в разгар съемок ливень затопил цирк. Чтобы не выпасть из графика, пришлось затем вкалывать на жаре по 14 часов в день.
культура: «Поддубный» — социально значимый проект. Так и было задумано?
Орлов: Мы просто хотели рассказать историю большого человека с сильным характером. Стечение внешнеполитических событий поставило картину в новый контекст. Сейчас наша страна не рождает таких героев. Но они обязательно вернутся.
культура: Поддубный всю дорогу сопротивляется власти денег. И в этом русский характер?
Орлов: Финансы не должны определять мотивацию наших поступков. Как только подобное происходит — начинаешь проигрывать. А награда находит героя, беззаветно преданного своей работе. Это железный, интернациональный закон жизни.
культура: В 90-х наши люди беззаветно доверились деньгам, но никто не сказал им: эй, ребята, пора остановиться и что-то сделать для страны.
Орлов: Может быть, наш фильм поможет преодолеть эту инерцию.
культура: Творческие планы?
Орлов: Задумал большой проект. Промолчу, чтобы не сглазить.
культура: Главное в работе?
Орлов: Не оставаться заложником одного жанра, опять и опять пробовать новое.
Справка «Культуры»
Глеб Орлов родился в 1969 году в Ялте. Окончил Калининградское высшее инженерно-морское училище. С 1996-го живет в Москве. В 1998–2004-м формировал имидж канала MTV. С начала нулевых снимал рекламные ролики и музыкальные клипы. Дебютировал в кино комедией «Наша Russia: Яйца судьбы» (один из самых коммерчески успешных российских фильмов 2010 года; сборы — $22 миллиона). «Поддубный» — вторая картина Орлова.