25.09.2025
Сериал Жоры Крыжовникова и Ольги Долматовской «Москва слезам не верит. Все только начинается», который презентуется как главное сериальное событие года, попытался сменить название: вольный ремейк известного фильма Владимира Меньшова был переименован в «Слезы в большом городе». Впрочем, эксперимент не удался — и первоначальную версию быстро вернули. С чем связаны метания продюсеров и есть ли смысл смотреть этот проект? «Культура» пробует разобраться.
2003 год. Юная и трепетная девушка Ксюша (Тина Стойилкович) пытается «зацепиться» за Москву: дома, в родной Самаре, ее ждет муж, размахивающий ножами и кулаками, поэтому дорога назад для девушки отрезана. Найти приличную работу мешает малыш, которого не с кем оставить, и пресловутый квартирный вопрос. Но Ксюше везет — она знакомится с двумя девчонками, тоже приехавшими покорять столицу, и они начинают жить вместе. Однако цели у барышень разные: бойкая красотка Маша (блогер Маш Милаш) собирается выскочить замуж за богатенького иностранца, готового носить ее на руках, а строгая Оля (Анастасия Талызина) грызет гранит науки в медвузе и вздыхает по женатому профессору-хирургу. Ксюша же мечтает только об одном — влюбиться без памяти.

Снимать ремейки и сиквелы — дело выгодное. Публика охотно откликается на знакомое название и идет в кино, как правило, по двум причинам: или из-за искренней эмоциональной привязанности к героям, или из-за желания поворчать — мол, оригинал был лучше, а сейчас снимать разучились. В любом случае, внимание к подобным проектам всегда повышенное, а затраты на пиар-кампанию не такие огромные, как если бы пришлось все раскручивать с нуля.

В этом контексте появление нового сериала Жоры Крыжовникова вполне логично — было бы даже странно, если б такой мощный хит, как «Москва слезам не верит», оказался обойден вниманием современных продюсеров. Тем более, сюжет-то вечный: девчонки едут в Москву из разных городов, надеясь вытянуть счастливый билет, — так было и в конце 1950-х (начало действия фильма Меньшова), так есть и сегодня, так будет и через сто-двести лет. И каждая видит свое будущее по-разному — и по-разному к нему идет.

Более того, Катерина (персонаж Веры Алентовой) — это пример классической «сильной героини», которая не теряет своей актуальности в мировом кино. Девушка сумела самостоятельно поднять ребенка и построить карьеру. А ее «столкновение» с самоуверенным Гошей, который искренне считает, что женщина должна зарабатывать меньше мужчины, перекликается с днем сегодняшним — ведь большинство мужчин до сих пор чувствуют себя некомфортно, когда их прекрасная половина активно идет вверх по карьерной и финансовой лестнице.
Так что переосмысление фильма 1979 года могло бы быть интересным и своевременным... если бы оно действительно было переосмыслением. Потому что нити, связывающие проект Крыжовникова с фильмом Меньшова, едва заметны. Да, перед нами история трех провинциалок, и в середине проекта появится пресловутый Гоша — но на этом все. Каких-либо других отсылок к «оригиналу» — сюжетных, стилистических, жанровых — нет. Сериал просто позаимствовал громкое название, которое у всех на слуху, и спрятался за него.
Привязка к фильму «Москва слезам не верит» — отличный маркетинговый ход, который сработал. В любом другом случае аудитория была бы меньше в разы. Однако после первых двадцати минут просмотра несоответствие становится очевидным, поэтому ажиотаж вокруг проекта пошел на спад. Возможно, обеспокоенные продюсеры решили сделать ход конем и придумали новый инфоповод: на платформе Wink заменили название на «Слезы в большом городе». Так, во-первых, можно откреститься от негативных сравнений с фильмом Меньшова, которые были явно не в пользу проекта, а во-вторых, снова привлечь внимание зрителей и журналистов.

Однако не случайно появилась пословица «коней на переправе не меняют»: новое название, похоже, просмотров не добавило. Вероятно, поэтому пришлось отыграть назад — и снова «прятаться» за хит конца 1970-х. Впрочем, никаких официальных комментариев не последовало.
Странности нэйминга — далеко не единственное слабое место сериала. Беда в том, что и героини, и их истории прописаны крайне поверхностно. Это не живые люди, а ходячие сюжетные схемы, причем максимально банальные. Девушка, которая тащит ребенка в одиночку и при этом работает уборщицей/продавщицей/официанткой в режиме 24 на 7, не имея ни угла, ни денег, продолжает быть ухоженной обаяшкой-дурочкой, мечтающей только об одном — влюбиться! В реальности женщина в такой ситуации мечтает совсем о другом — накормить ребенка/снять комнату/выспаться. Но сериал не оглядывается в сторону реальности: он работает с упрощенными гендерными представлениями о Золушке, которая всегда мила, весела и всегда поет.
На словах такое упрощение легко оправдать жанром: мол, у нас мюзикл, а не социальная драма, поэтому героини легки и лучезарны. Но никакой жанр не объясняет логические несостыковки в поведении героев: девушка проваливается в институт (на тот момент это был ее единственный шанс остаться в Москве) — и через минуту забывает об этом. Теряет последние деньги, на которые можно было бы хоть как-то прожить, — и снова не вспоминает о них через пару фраз. Потом пакует сумку — и вместе с ребенком спешит к мужу-насильнику, который однажды уже пырнул ее ножом, — зачем, почему? Ответов нет и не будет.

Зато будут песни. Их героини будут петь по любому поводу и без. Выбор, впрочем, абсолютно случаен: понять, почему сейчас звучит именно эта песня, а не какая-то другая, совершенно невозможно. Да и визуальный ряд также поверхностен, как и характеры героинь. По сути, это подборка махровых клише из музыкальных клипов двадцатилетней давности: вот парень с девушкой целуются среди фонтанов, вот студентки устраивают танцы посреди лекции... Вторично все: хореография, сценография, композиции... Ярко, дорого — и абсолютно невыразительно. Появись такой клип в эфире какого-то музыкального канала, его бы никто не заметил.
В первую очередь это кастинг. Если Анастасию Талызину мы видим на экране далеко не в первый раз, то Тина Стойилкович и блогер Маш Милаш (она же Мария Камова) — новые для нас лица. Играют они не всегда ровно (что неудивительно при рыхлом сценарии, постоянно ставящем актеров в неловкое положение). Но киногения и обаяние молодых актрис — оружие мощное, и они им пользуются.

Второй плюс — мужские персонажи. Если герой Ивана Янковского прописан также шаблонно, как и женские образы, то персонажу Андрея Бурковского повезло больше: ему достался замысловатый любовный многоугольник, в котором есть и коварная любовница, и жена-истеричка, и студентка-скромница. Да и сам актер умудряется оставаться органичным даже при самых нелепых сюжетных поворотах.

Еще можно выделить Александра Метелкина, играющего мужа Ксюши, — ярко и точно он показывает абьюзера, который при людях кажется душой компании, а наедине с женой превращается в домашнего тирана. Как ни странно, этот ласковый и улыбчивый мерзавец оказывается чуть ли не самым реалистичным персонажем на фоне остальных шаблонных героев. И, возможно, если бы сериал пошел именно этой дорогой, сделав шаг в сторону от привычных клише, продюсерам не пришлось бы заигрывать с названием: проект был бы интересен сам по себе.