«Кончится лето»: в чем сила, брат?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

11.03.2025

«Кончится лето»: в чем сила, брат?

В кинотеатрах — криминальная психодрама «Кончится лето» начинающих, но уже прославленных якутских вундеркиндов Мункуева и Арбугаева, завоевавшая первый приз на фестивале актуального российского кино «Маяк» в Геленджике.

Максим Арбугаев — оператор, документалист, автор номинированной на «Оскар» короткометражки «Выход» и дебютировавший не допущенным в прокат фестивальным хитом «Нуучча». Владимир Мункуев обозначил в них свой художественный интерес: противостояние родового и мужского начала. В данном ракурсе название совместной работы, вдохновленное строкой из последнего альбома Виктора Цоя, можно трактовать как широкое обобщение — «Кончится время», «Кончится жизнь»… Четыре года назад режиссеры задумали экранизировать реальную историю нелепого ограбления прииска золотодобытчиков и проявить ее архетипическую основу.

В старательский поселок возвращается отмотавший срок Кеша (Юра Борисов). Парень воссоединяется с семьей — отцом-вдовцом (Дмитрий Поднозов) и закончившим школу братом. Тиме (Макар Хлебников) удается поступить на платное отделение университета. Родитель берет небольшой кредит для оплаты первой сессии и напутствует отпрыска: «Никому не верь, надейся только на себя, никогда сюда не возвращайся!» Этот завет сбывается с пугающей скоростью и размахом.

Старый отцовский друг — директор старательского предприятия — пристраивает Кешу в бригаду, но велит охраннику внимательно присматривать за старателем. Не оставляя парня ни на секунду, тот рьяно исполняет поручение и, утомившись, просто подбрасывает ему самородок. Кешу увольняют, и жизнь рушится: куда податься, как бросить нуждающихся в поддержке брата и отца? Герой решает смыться на Большую землю, прихватив неучтенное золотишко из сейфа начальника и тем самым обеспечив будущее семьи.

Разумеется, план летит кувырком: ограбление раскрывают за десять минут и беглецу перекрывают все пути к свободе. Кроме одного — дорогу к морю, где маячит призрачный шанс устроиться на корабль. Невольным попутчиком Кеши становится Тима, не успевший сесть на студенческую скамью, а в рюкзаке предательски звякают слитки, распаляющие алчные аппетиты встречных-поперечных…

Соавторы «продышали» каждый метр бегства без малейшей сентиментальности, обнажив механику судьбы братьев, для которых остается последняя надежда — родная кровь и одна плата за спасение — чужие жизни. Однако длительная подготовка к съемкам внесла коррективы в замысел. Картину легкомысленно, но небезосновательно сравнили с балабановским «Братом», оказавшимся в западне «Бумера», забуксовавшим где-то на фронтирах братьев Коэн, но упустили самый существенный сюжетный «подмалевок»: позапрошлогоднюю психодраму «Снегирь» Бориса Хлебникова, который стал сопродюсером фильма и «одолжил» на роль Тимы своего наследника — Макара, ранее сыгравшего стажера траулера «Снегирь», так и не ставшего моряком.

Закономерно, что Хлебников-младший привнес в историю философию родителя. По его убеждению, сегодня актуален слабый герой, транслирующий отказ от участия в статусных мужских играх — вся наша надежда на индивидуалистов... Что, мягко говоря, спорно, а для якутского сюжета — фатально: на роковом пути гуманный Тима вырастает в основную, ментальную и досадную помеху для сколь-нибудь благополучного исхода, а главным внутренним сюжетом становится возрастающее противостояние братьев.

Это обстоятельство снижает и накал борьбы за выживание, и сопереживание герою, пытающего злодейку-судьбу ради утопического спасения: тут некого спасать, Тима предпочитает сдаться. Положение могла бы исправить «сюжетная вилка»: бунт, расставание, или «переплавка» брата в надежного товарища и лютого волка… В этом случае финал оказался бы достовернее: родная кровь — легко воспламеняемое вещество. Так задумано не случайно: утрата солидарности с близкими, родными, своими неминуемо приводит к расчеловечиванию и обессмысливанию жизни.

Слабый герой пригоден лишь для разыгрывания сниженных бытовых сюжетов: не с кем выпить, некуда податься, не о чем помечать… В этом широком смысле у творческого тандема Хлебниковых большое и мало занятное будущее, а у Арбугаева с Мункуевым совместное творчество не срослось! Оно и к лучшему.

«Кончится лето». Россия, 2024

Режиссеры Максим Арбугаев и Владимир Мункуев

В ролях: Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов, Александр Мосин, Павел Колесов, Альберт Алексеев, Василий Щипицын, Иван Тарабукин, Сергей Баланов, Денис Кузнецов

18+

В прокате с 27 февраля