27.09.2024
«Неожиданная и очень печальная весть, — выразил соболезнование председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, — ушел уникальный, бесстрашный артист, человек с горячей душой. Он экспериментировал, не боялся быть в кадре смешным, глупым, страшным… Уникальный боец актерского дела! В нем была такая потенция, мощь, возможности, которые Бог редко дает кому-то... Это — целая планета замечательных характеров и для меня как артиста остается тайной. Есть вещи, которые ты знаешь, как хочешь сделать, но не знаешь как, а Роман делает, и как, я не знаю! Чрезвычайно горько и жалко, что его не стало».
Заслуженный артист России, двукратный лауреат национальной кинопремии «Золотой орел» (за лучшую главную роль — в драме Никиты Михалкова «12»), четырежды лауреат «Ники» за роли второго плана… Роман Сергеевич родился в семье телережиссера и рано пришел кино, сыграв Гекльберри Финна у Георгия Данелии. «Совсем пропащий» принес успех и первое понимание профессии: «Мне девять лет. Сижу, пускаю мыльные пузыри на площадке… Рядом присел и закурил Данелия, тихо попросил: «Ромка, не играй на публику, кончай!» Мальчишка усвоил урок — школьником снялся в десяти фильмах, сыграл три главные роли. Мог легко поступить во ВГИК, но со второго раза прошел в ГИТИС. Зато еще студентом был приглашен в Театр Маяковского Андреем Гончаровым с единственным условием: не играть в кино.
Подарив сцене более тридцати ролей, с 1989-го Мадянов все же стал появляться в стремительно деградирующем перестроечном кинематографе, похоронившем тонны честно заработанных репутаций, светлых упований и громких имен… Но крепкий характер (еще в институте его прозвали Дедом!), цепкий интеллект, взрывной темперамент и сценический опыт взяли свое: не дослужившись до соответствующего звания, Роман Сергеевич стал Народным артистом в полном смысле этого слова… благодаря отрицательным ролям, которые он умел как никто очеловечить, сделать близкими, земными, жанровыми, искренними.
Мадянов умел органично «присвоить» любого, самого никчемного и мрачного персонажа, в считаных парадоксальных штрихах обыграть комичную суть образа и, мгновенно переключив внутренний аппарат, переформулировать его в прямой вопрос от сердца к сердцу: «зачем человек, почему человек, что человек?».
Личностный масштаб и природная наблюдательность, азартное озорство и непоказное смирение, обостренное чувство правды искусства и жизни украсили две сотни кино- и телекартин, среди которых работы Данелии, Михалкова, Панфилова, Гайдая, Досталя, Худякова...
Роман Мадянов не упивался заслуженной популярностью, предпочитая слово «узнаваемость», и признавался: «Я ненавижу слово «элита», оно вызывает во мне абсолютное раздражение! Ты-то, ты почему ею являешься??» Артист болел сердцем за страну и народ, отправлял гуманитарку Донбассу. Потомок казацкого рода, обладал безукоризненным вкусом, тактом и чувством чести. Десять лет назад на вручении высокой кинопремии на сцену поднялся Мадянов-младший, оговорившись болезнью отца. Роман Сергеевич встретился тут же, за углом, в курилке — бледный, раздосадованный, едва сдерживающий эмоции: он никак не желал «позолотить ручку» статуэткой за роль мэра в фальшивом «Левиафане».
Фотографии: Андрей Никеричев / АГН Москва; Анвар Галеев / ТАСС.