Академический набор: дюжина — в десятку!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.08.2024

Академический набор: дюжина — в десятку!

В Российском фонде культуры 26 и 27 августа прошли финальные очные экзамены в Академию кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.

— У нас был очень серьезный отбор, более пятисот заявок, — общаясь с журналистами, отметил основатель и ректор Академии Никита Сергеевич Михалков. — Мы приняли на продюсерский факультет пять человек, на режиссерский — пять, и на актерский двенадцать. Очень радует география желающих поступить: фактически это не только вся наша страна и такие крупные города и регионы, как Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Крым, ДНР и ЛНР, но и страны дальнего и ближнего зарубежья: Беларусь, Казахстан, Молдова, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Германия, Латвия, Украина. К нам приходят люди, которые уже имеют высшее образование, и нам очень важно попытаться дать им возможность попробовать совершенно разные театральные школы, метод Станиславского и Вахтангова, Михаила Чехова, Шарля Дюллена, Питера Брука. Не хочу преувеличивать значение нашего метода, но это поразительно, это правда: то, что видим сегодня, и то, что увидим через год, — это одни и те же люди с разной профессиональной загрузкой! И мы за них отвечаем — я могу поручиться за каждого окончившего Академию, в любом театре страны этот человек может занять очень правильную нишу в своей профессии. Благодаря Фонду Тимченко, взявшего на себя расходы Академии, ребята учатся бесплатно, получают общежитие и стипендию. Имеют уникальную возможность поучаствовать в мастер-классах самых разных людей — лучших актеров, режиссеров, поэтов, писателей, архитекторов, живописцев. Кроме того, они могут попасть в любой театр, на любую выставку. Но самое главное зависит от них: мы даем то, что можем дать, они берут то, что способны взять. Хватило ли сил взять сколько можете унести? Слава Богу! Сейчас у нас идет уже десятый набор, и я не слышал ни от одного выпускника, который сожалел бы, что учился у нас в Академии.

На вопрос «Культуры» о творческих итогах минувшего учебного года Никита Сергеевич ответил:

— Когда мы посмотрели выпускные спектакли, «метаморфозы» мастерства ребят для меня стали большим сюрпризом. Огромная разница с тем, с чего они начинали. Творческий спецпроект Академии «Русские классики. Фестиваль одного дня», проводящийся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в рамках которого мы показываем лучшие учебные постановки, из года в год путешествует по разным городам России и дает возможность познакомиться с результатами нашей работы. Конечно же, после Академии выпускники хотят прийти к нам в театр, но мы пока еще не имеем помещения и пока достаточно ограничены в возможностях. Я сожалею, что не могу взять больше талантливых ребят, потому что вижу их потенции, вижу возможности... Есть и те, кто после обучения возвращается на родину — где родился, там и сгодился, — они приезжают к себе в регионы, оснащенные нашим методом.

Экзамены первого юбилейного академического набора прошли в приподнятой атмосфере, оправдав ожидания приемной комиссии из десяти педагогов высшей школы актерского мастерства.

В течение предэкзаменационной недели уже отобранные 21 абитуриент из 137, допущенных на очные туры, провели интенсивные тренинги пластики и вокала, этюдной работы, дыхания и энергетики. Однако испытания есть испытания: не всем удалось раскрыть потенциал. Тем не менее, каждый проявлял своеобразную творческую индивидуальность, и несколько раз в воздухе ощущалось некое сгущение.

На вопрос: «Почему идете к нам?» отвечали прямо: «Не вижу другой лучшей возможности получить бесплатное дополнительное образование...», «Мечтаю работать с лучшими режиссерами страны», «Очень соскучилась по сцене», «Хочу поступить в столичные театры», «Только освоил профессию, надо ей научиться!». Многим не удалось раскрыться в театральных вузах, кто-то испытывал отчаяние от неспособности выразить палитру переживаний. Очевидных зажимов почти не наблюдалось, но вязкие и досадные клише просматривались в самых экспрессивных подачах. Не всем удавалось донести осмысленное проживание художественного слова, а еще реже — выдержать заветную, наполненную проживанием паузу и оправдать внимание профессионального жюри.

Среди поэтов наибольшей популярностью пользовались Пушкин и Бродский, Евтушенко и Ахмадулина — «Сказка о дожде» удостоилась пары девичьих мелодекламаций. Из писателей первенствовали Чехов, Шукшин, самородки раскрывались в пении. Высоко ценились юмор, азарт и способность к импровизации, умение мгновенно уловить и передать характер в предложенных обстоятельствах, раскрыть потенциал содержательного взаимодействия с партнером.

Каждую кандидатуру рассматривали пристально и строго: «к обучению способна, есть нераскрытые качества», «не умеет управлять аппаратом», «отрицательное обаяние, улыбки нет», «мощно заштампован, все энергии — через растопыренные пальцы», «сильно закрыт своей манерой, но можно взаимодействовать», «ничего не понимаю, но есть в ней какая-то загадка», «очень самобытен и умело пользуется этим, в хорошем смысле». Счастливчики не вызывали прений: «Хочу сказать: «Вот, это оно!» — отмечал председатель приемной комиссии. «Мы не собес, не артель резьбы по дубу, высекающая «давидов», мы не можем принять кого-то условно, а потом все время отводить глаза... В этой ситуации компромисс — очень жестокая вещь, мы обрекаем слабых людей на положение изгоев!» — подвел черту Михалков, утвердив список очевидных фаворитов.

Академический учебный год стартует десятого сентября, и это будет самый радостный, но трудный год жизни новых слушателей. Их предшественники успели выпустить восемнадцать короткометражных картин, семь инсценировок и спектаклей. Никита Михалков традиционно ставил рассказы Чехова и Бунина под рабочим названием «Метаморфозы». Михаил Милькис представил «А.П. Чехов. Сцены», Анна Горушкина — пушкинскую «Метель», Алексей Дубровский — тургеневский «Вечер в Сорренте», Андрей Левицкий — «Бидерман и поджигатели» Макса Фриша, Игорь Яцко — «Много шума из ничего», Мария Шмаевич — «Генриха 4-го»… И, хочется верить, уже осенью появятся новые учебные постановки в исполнении десятого набора Академии Н.С. Михалкова.

Фотографии предоставлены пресс-службой Академии Н.С. Михалкова.