05.04.2023
— Как возникла идея проекта, долго ли шла над ним работа, довольны ли результатом?
— Разговоры о проекте начали вестись уже довольно давно, году в 2016-м, если не ошибаюсь. Тогда Алексей Троцюк, Анна Графкова, Руслан Стариковский и Александр Ходыко начали прикидывать первые версии сценария. У готовящегося к премьере телесериала «За полчаса до весны» три режиссера, каждый из которых отвечал за определенную жизненную веху в судьбе Мулявина: Кирилл Папакуль, снимавший детский период Владимира Георгиевича, Оксана Барковская, которая освещала юность артиста, и я, в творческие обязанности которого входил тот этап мулявинской биографии, когда музыкант уже был широко известен на всю страну...
И в один прекрасный момент Кирилл Папакуль, с которым мы знакомы уже довольно давно, предложил сделать серьезный биографический художественный телепроект, который был бы целиком посвящен величайшему советскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры» и его выдающемуся лидеру — Владимиру Мулявину. Далее в процесс включились сугубо технические, организационные моменты: финансирование, художественные тонкости, особенности построения сюжетных линий. Ведь, помимо того, что проект этот дорогостоящий, не сказать чтоб он был уж очень злободневный.
Мы были далеки от мысли, что делаем продукт, который разойдется как горячие пирожки — нет, скорее просто чувствовали, что должны воздать дань уважения и памяти тем людям, которые внесли весомый вклад в историю отечественной культуры. Постепенно, шаг за шагом, общая картина складывалась, финансирование было получено, сценарий написан, съемочная группа подобрана — теперь дело за малым: дождаться премьеры. Надеюсь, она состоится в самом ближайшем будущем, ближе к лету. А уж каким будет результат, покажет время.
— Насколько, по вашему мнению, картина получилась достоверной с исторической точки зрения, или художественный аспект превалирует?
— Ответ — в вашем вопросе (улыбается). Если фильм создается как документальный, то он таковым и заявляется, и подается. Мы же делали художественную ленту. Поэтому известная — и немалая, но все же в приемлемых дозах — доля вымысла в сценарии присутствует. Если же базовой целью является скрупулезное документальное исследование, то и жанр подразумевается иной, согласитесь.
В художественной картине не обо всем можно рассказать, не обо всем следует упоминать, а что-то и вовсе необходимо оставить за кадром. Где-то стоит обойти острые углы, где-то поменять имена собственные, из каких-то героев представляется уместным создать некий собирательный образ, и так далее. При помощи подобных хитрых приемов порой удается, никого не обидев, воссоздать более-менее подлинную картину событий. Такие сюжетно-сценарные допущения мы не то что можем — обязаны делать, снимая художественное кинополотно.
Но, очень надеюсь, главную задачу — сделать так, чтобы зритель был погружен, вовлечен и в итоге остался неравнодушен к происходящему на экране, — нам решить удалось. Одно могу сказать наверняка: когда мы создавали образ Мулявина, то старались максимально приблизиться к подлинному герою. Старшая дочь Владимира Георгиевича, Марина, которая была нашим главным консультантом по ходу создания фильма, не даст соврать. А Артем Волобуев, исполнивший роль «возрастного» Мулявина, — прекрасный актер и, на мой взгляд, превосходно справился с возложенной на него непростой миссией.
— Однако, когда мы говорим о таком уникальном явлении, как ВИА «Песняры», понятно, что визуальным воплощением — каким бы удачным оно ни получилось — одного лишь лидера ансамбля не обойтись. Заручались ли вы при работе над лентой мнением таких знаменитых, ныне здравствующих коллег Мулявина, как Владислав Мисевич, Анатолий Кашепаров, Валерий Дайнеко, Игорь Пеня?
— Справедливый вопрос. Но дело в том, что мы делали акцент на «золотом» составе «Песняров», к которому последние два из упомянутых вами артистов все же, при огромном к ним уважении, большого отношения не имеют: и Дайнеко, и Пеня пришли в коллектив уже несколько позднее. Кашепаров сейчас не очень доступен, поскольку довольно давно уже связал свою жизнь с Соединенными Штатами.
А вот что касается Мисевича — верно, именно он со стороны ансамбля был нашим основным консультантом. Владислав Людвигович постоянно был с нами на связи, приезжал на съемочную площадку, общался со всеми актерами, принимал участие в обсуждении сценария, щедро делился воспоминаниями. Мисевич вообще прекрасный человек, мы все ему безумно благодарны. И дело здесь не только в том, что он главный летописец славных песняровских дел (Владислав Мисевич — автор единственной полноценной подробной монографии группы на сегодняшний день: книга «Я роман с продолженьем пишу» вышла пять лет назад. — «Культура»), но еще и в том, что он очень тонко, с пониманием относится к самому процессу создания художественного кино.
Многие бы, наверное, на месте Владислава Людвиговича отнеслись к киношникам как к неким варварам, которые приходят и на свой вкус оттаптываются на славных именах прошлого. Но нет, Мисевич — человек с фантастическим чувством юмора и легкой душой, и поэтому он не мешал нам, а, напротив, искал способы, чтобы все нюансы, тонкости и сложности, неизбежно возникающие на съемочной площадке, максимально нивелировать.
— В отечественном кинематографе прослеживается тенденция: снимать биографические художественные ленты о героях нашего славного прошлого. Появляются байопики о Шаляпине, Высоцком, Цое, Яшине, Стрельцове, Харламове, Герман, Раневской... С одной стороны — немало людей из области культуры и общественной жизни СССР достойны экранного воплощения. Но с другой — это скольжение по тонкому льду: всегда найдутся критиканы и недоброжелатели. Сейчас, когда дело дошло до Мулявина, не чувствовали ли вы, что шли на определенные риски?
— О, несомненно. Это даже не риски — когда ты ввязываешься в подобную «авантюру», то должен быть готов к тому, что тебя обязательно распнут. Никаких иллюзий здесь нет — это сродни тому, как ты подписываешь самому себе приговор. Всем угодить невозможно.
Но это с одной стороны. С другой — так поступают все и везде. Не только ведь в России снимают фильмы про героев прошлого. Однако, как мне представляется, здесь крайне важно суметь соблюсти тонкую грань. И в связи с этим мне приходит на ум аналогия — сравнительно недавно вышедший фильм «Богемская рапсодия», который я, кстати, очень люблю. Можно ведь было задействовать в роли Фредди Меркьюри какого-нибудь суперизвестного актера, скажем Тома Круза. Но тогда это была бы картина с двумя примерно равнозначными личностями: то есть получилось бы, что актер делит зрительское внимание между собой и тем персонажем, которого воплощает.
У «Рапсодии» не было бы такого ошеломительного успеха, если бы Фредди сыграл тот же условный Том Круз — нет, создатели ленты пошли иным путем: пригласили на роль фронтмена Queen мало кому известного на тот момент Рами Малека. После этого его карьера стремительно поднялась — потому что он сумел создать образ, который бы не перетягивал внимание зрителя, не заставлял постоянно отвлекаться на личность заслуженного гиганта Голливуда.
Перед нами стояла примерно такая же дилемма. Я не могу озвучивать других претендентов на роль Мулявина, но в итоге мы поняли главное. Артем Волобуев — изумительный актер, но пока еще не настолько широко известный, как некоторые другие, более именитые его коллеги по цеху. Но зато в его лице мы получили чистого героя. Нового. А следовательно, доверяем ему заведомо больше, чем верили бы суперраскрученному артисту, который пришел бы на съемочную площадку и просто навел грим, наклеил парик и прицепил бы пышные усы (улыбается).
— Какой вам представляется предполагаемая аудитория сериала?
— Строить прогнозы — дело неблагодарное. Моя задача — сделать в меру своих сил, возможностей и способностей качественный продукт, а аналитикой и предсказаниями пусть занимаются продюсеры, маркетологи и, если угодно, астрологи. Могу лишь предполагать, что, помимо возрастного зрителя, молодежи там тоже будет за что зацепиться.
В картине задействован прекрасный молодой актерский состав: Глеб Калюжный, сыгравший юного Мулявина, очень гармоничен, как мне представляется. И те, кто придут «специально на него», надеюсь, вынесут для себя много нового, что позволит окунуться в тему детальнее и подробнее. А представители старшего поколения, хочется верить, уж точно не будут разочарованы.
Тем более что к звучащей в фильме фонограмме мы постарались подойти со всей ответственностью, прекрасно отдавая себе отчет: повторить вокальное волшебство «Песняров» крайне сложно. Практически во всех внутрикадровых эпизодах мы старались воссоздать пение ансамбля максимально точно, но оригинальных записей коллектива — подавляющее большинство. «Песняры» вообще были подлинными, настоящими, искренними и предельно ответственными перед своими зрителями и слушателями людьми. Они были перфекционистами. Поэтому появление на современной сцене артистов подобного уровня мне представляется маловероятным.