Кинопрокатчик Сергей Тютин: «Нужно убеждать кинотеатры и сети внедрять практику длинного проката»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

19.07.2021

Кинопрокатчик Сергей Тютин: «Нужно убеждать кинотеатры и сети внедрять практику длинного проката»

Репертуар российских кинотеатров забит американским «шлаком». Как вернуть туда качественное кино? «Культура» пообщалась с главой новой дистрибьюторской компании «Арткино прокат», директором кинотеатра «Мир искусства» Сергеем Тютиным.

— С самого момента основания ваш «Мир искусства» работал как кинотеатр повторного фильма...

— Эта история началась в конце девяностых, когда я учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров и с ужасом обнаружил, что в московском кинотеатральном прокате вообще нет отечественного кино. Это был шок — мы учились снимать фильмы, которые, как оказалось, никто не увидит! А я еще застал времена, когда города были обклеены двухсторонними афишами с репертуарами всех кинотеатров и любимые народом картины шли в прокате десятки лет — как, например, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова не сходил с экранов с 1964 года до самой перестройки. К середине восьмидесятых сборы фильмов повторного проката в кинотеатрах превысили сборы от новых кинокартин, это был реальный тренд.

Интересно, что ситуация 90-х чем-то походила на эпоху послевоенного малокартинья. Та имела экономическую подоплеку — трофейные фильмы заполнили репертуар и пользовались сумасшедшей популярностью. Казалось, зачем же снимать свое, попусту тратить деньги, когда имеешь огромные сборы в кинотеатральной сети, ничего не вкладывая? В начале 90-х на наши экраны пробрались американцы, дававшие крутить голливудские боевики — сначала бесплатно, а потом пакетами за смешные деньги. В итоге люди перестали смотреть отечественное кино, сильно просевшее по качеству, а затем произошла цифровая революция. Для меня она началась в прекрасный летний день 2001 года, когда длинноногие красивые девушки затащили меня в шатер международной технической выставки в Сокольниках, обещая показать кинематограф будущего. Там демонстрировался впервые привезенный к нам цифровой проектор с реальным разрешением HD, что было тогда абсолютной диковинкой. Сперва нас немного подразнили, показав довольно мутную картинку с компьютера, а потом удивили реально крутым изображением с видеомагнитофона диджитал VHS – эта аппаратура в нашу страну так и не попала в связи с ее дороговизной. Только чистая кассета для такого видеомагнитофона стоила сто баксов. На экране в бассейне плескались какие-то девицы и мне казалось, что брызги от них долетали прямо до меня. Полное погружение в экранную реальность. Нам раздали проспекты под названием «Электронный кинотеатр», в которых объявлялось наступление цифровой эры в кино. На отдельном проспекте сообщалось, что каждый теперь может купить кинотеатр и даже был размещен соблазнительный бизнес-план, обещавший его окупаемость за 3 месяца. В комплект входил цифровой кинопроектор, DVD-проигрыватель и звук 5+1 (ресивер и колонки). Я поинтересовался ценой кинотеатра, оказалось — ровно миллион рублей, по курсу около 35 тысяч долларов. Разумеется, у меня таких денег и в помине не было. Но как только я вышел с выставки, внезапно раздался телефонный звонок — Третьяковская галерея предложила моей фирме заказ на тиражирование на кассетах фильмов по искусству. Я спросил, а на какую сумму заказ, мне ответили – «миллион». Я загорелся, но всё-таки продолжал сомневаться — понимал, что скорее всего меня разводят, но на чем? Должно быть, когда нам привезут серийные чудо-проекторы их качество будет сильно уступать выставочному образцу... Значит, надо брать прямо сейчас! Так я стал обладателем уникального кинопроектора и открыл первый в России цифровой кинотеатр «Мир искусства» в День кино 28 декабря в 2001-м повторной премьерой фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года», а серийные образцы проекторов, и правда, оказались не столь качественными. Через три дня 2001 год закончился, а цифровая революция в кино началась.

— Как формировался оригинальный репертуар?

— Предполагалось, что цифровые кинотеатры будут показывать альтернативный контент, то, что нельзя увидеть в других пленочных кинозалах. Тогда в их репертуарах абсолютно не было анимации, документального кино, авторского кино, фильмов по искусству. Наш кинотеатр стал показывать этот альтернативный репертуар на только появившихся DVD и с цифровых кассет DVCAM. Иногда приходилось запускать фильм и аудио-перевод с разных устройств. Сложно было найти дистрибьюторов. Я, например, заключил с «Союзмультфильмом» первый договор на показ их Золотой коллекции и, чтобы обеспечить качество показа в несколько раз лучше DVD, заказал перезаписать на цифровые кассеты шедевров отечественной анимации. Мы стали показывать классику мирового кино, современное авторское кино, фестивальные хиты, короткометражки и другие картины с выраженным режиссерским почерком. Цифровые проекторы вошли в моду, владельцы кинотеатров поняли, что с их помощь можно здорово экономить, но меня всегда поражало, что никто всерьез не пытался обновлять репертуар. В цифровых кинотеатрах поселились те же голливудские блокбастеры.

— Почему?

— Есть крылатое выражение: «Если бы желание было конём, каждый голодранец ездил бы на нем». С альтернативным контентом надо работать, а с репертуаром кинофастфуда с мощной рекламной поддержкой ничего делать не надо. Цифра для бизнесменов стала всего лишь способом снижать издержки. Поэтому все эти годы думающие зрители продолжали восхищаться репертуаром кинотеатра «Мир искусства» как чем-то уникальным. Лед тронулся три года назад, когда компания «Иное кино» стала выпускать в широкий повторный прокат отреставрированные классические европейские ленты. Кинотеатр – это естественная среда обитания фильма. Коллективный просмотр фильма на большом экране качественно отличается от знакомства с ним на ноутбуке или смартфоне. Именно в кинотеатре нужно организовывать встречу с произведениями искусства. По аналогии: большая разница – увидеть шедевр живописи в музее или в книжной иллюстрации.

Сейчас художественных кинотеатров в России недостаточно, самый большой, наверное, «Победа» в Новосибирске — там 7 залов, которые имеют в совокупности 1100 мест. Такие кинотеатры «Художественный», «Мир искусства», «Пионер», «Иллюзион» в Москве, «Горизонт» в Ростове-на-Дону. Я, конечно, в силу специфики общался со всеми коллегами, понимал, что сформировать систему проката арт-кино в стране сложно. Но недавно вошел в ассоциацию владельцев кинотеатров, стал общаться с руководителями бизнеса, понимать их психологию, особенности работы… Хорошая новость заключается в том, что увеличивающаяся конкуренция стала подталкивать крупные сети к выработке оригинального контента показов для нишевых аудиторий. Многих вдохновил успешный пример «Каро Арт», продвигающего авторское, экспериментальное, классическое, культовое кино. Недавно побывал в кинотеатре «Октябрь» и увидел то, что не мог представить в самых безумных фантазиях: все стены заполнили афиши Элема Климова, Формана, Кустурицы и других классиков. Почему? Просто они, наконец, поняли: показывать хорошее кино не только престижнее, но и выгоднее!

— Тем более, что качество современного кинематографа год от года ощутимо падает…

— Да, это факт. Именно поэтому важно, что 11-12 марта этого года в воронежском кинотеатре «Спартак» впервые в новейшей российской истории прошел первый Слет художественных кинотеатров с участием пятидесяти владельцев залов и независимых дистрибьюторов. Состоялся обмен мнениями, лучшими практиками продвижения авторского кино. Приятно удивила дружественность отношений между художественными кинотеатрами и дистрибьюторами авторского кино. Обычно это не так.

— О чем речь?

— Вечная проблема коммерческих кинотеатров — крупные дистрибьюторы, представляющие на российском рынке продукцию американских мейджоров, которые добровольно-принудительно навязывают киноплощадкам неразумно большое количество сеансов своих фильмов, что делает почти невозможным показ какого-либо другого контента. Диктат дистрибьюторов – наследство безрассудно заимствованной модели американского проката. После принятия антимонопольного закона в Америки крупнейшие голливудские студии продали свои кинотеатры родственникам и партнерам, заставив подписать тех кабальные договора о росписи сеансов своих лент, стали дистрибьюторами, что не воспрещалось. И поэтому теперь и нас наши кинотеатры вынуждены катать голливудские фильмы в пустых залах, чтобы выполнить обязательства перед дистрибьюторами. Ассоциация владельцев кинотеатров пытается изменить кабальную систему, в чем их целиком поддерживают дистрибьюторы независимого контента, ведь тогда и для их релизов найдется в кинотеатрах достаточно места. Слет художественных кинотеатров собрал тех, кто заинтересован в продвижении арт-кино. Там получилось сформулировать 25 проблем, которые мешают развиваться этому направлению в России.

— Вы также участвуете в процессах оздоровления отечественного проката?

— Вдохновившись результатами работы первого Слёта художественных кинотеатров, мы 12 апреля 2021 года, в день 60-летия полета Гагарина, открыли новое направление деятельности — «Арткино прокат» для продвижения в кинотеатры художественного контента по четырем направлениям. Первое — фильмы для детей и юношества, второе — кинонаследие (классика мирового кино), третье — альманахи короткометражных фильмов (ежегодно мы получаем по 700 новых фильмов на конкурс фестиваля «Арткино»), а так же картины, обновляющие и развивающие киноязык.

— С первым у нас просто беда и остальные на ладан дышат…

— Будем исправлять ситуацию, ведь без проката — никуда не продвинешься. Именно кинотеатры играют роль ключевого игрока по возвращению производственных затрат. Если фильм не выходит на большой экран, ему крайне сложно окупиться.

— С чего вы начали?

— 13 апреля заключили договор с «Мосфильмом» о повторном прокате отреставрированных классических лент — упомянутой комедии Элема Климова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Цареубийца» Карена Шахназарова. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» вышел в 70 кинотеатрах и показал хорошие результаты по площадкам, старающимся разнообразить репертуар. Например, в Новой Усмани он побил по сборам и «Круэллу», и девятый «Форсаж». Важно развивать этот успех. Показы стартовавшей 1 июля культовой комедии Данелии проходят с участием критиков, психологов, режиссеров, продюсеров на пятидесяти экранах, в том числе трех столичных. Спецпоказы уже стартовали в 11 городах. Кроме того, во все сеансы бонусом входит специально созданный нами небольшой документальный фильм «Как создавался шедевр». Его просмотр дает возможность по-новому взглянуть на знакомую картину.

— Что дают повторные премьеры в дальней перспективе?

— Тут уместно сослаться на пример Франции. Когда они начинали поддержку национального проката, у них действовало около ста художественных кинотеатров. После того, как за подобную нашей репертуарную политику стали возвращать часть налогов кинозалам, число площадок арт-кино достигло почти 50% (более 2500 залов).

— Вся страна превратилась в музей кино! Как удалось добиться столь впечатляющих результатов?

— Во время Второй Мировой от 70 до 90 процентов французского репертуара кинотеатров составляли национальные фильмы. Когда американцы вошли в Европу, они настояли на новой квоте для французского кино, не превышающей 55%. Французы поняли, к чему это может привести и с 1946 года начали разрабатывать программу поддержки всех участников национальной индустрии. Даже теперь известный на весь мир Каннский кинофестиваль создавался прежде всего для продвижения французского кино. Более семидесяти лет эта система совершенствуется, в частности можно получить сертификат кинотеатра авторского кино, дающий льготы показчикам, если они демонстрируют фильмы для детей и юношества, классику мирового кино и поисковые экспериментальные фильмы. Наш «Арткино прокат» полностью удовлетворяет этим критериям. Вот только о льготах у нас в стране пока речи не идет.

— Как добиться господдержки?

— Важно показать успешно работающую модель, а для этого — научить кинотеатры работать с нами вдолгую. Так, например, прокат первых релизов мы планируем продолжать полгода. Даже если кинотеатр будет показывать фильм раз в неделю долгое время, то будет хороший экономический эффект. Тут большую роль могла бы сыграть поддержка Ассоциации владельцев кинотеатров, объединяющая более половины кинозалов страны. Затем надо вступить во взаимодействие с Министерством культуры и Фондом кино и выработать совместно с кинотеатрами форму экономического стимулирования репертуарного разнообразия в кинотеатрах.

— Просматриваются ли трудности реализации этих планов?

— Да. Во-первых, нужно убеждать кинотеатры и сети экспериментировать с репертуаром, внедрять практику длинного проката. Этим успешно занимался московский киноцентр «Соловей», у которого многие фильмы не сходили с репертуара по нескольку лет.

Во-вторых, преодолеть неправильное мнение, что билет на фильм повторного проката должен стоить 20-30 рублей. Сотни залов, открывающихся в малых городах при поддержке Фонда кино, должны в течение нескольких лет отдавать не менее 50% сеансов отечественным картинам. На практике часто им все равно что катать, а если есть возможность собрать больше зрителей за символическую плату, то они делают это, чтобы отчитаться количеством посмотревших. В результате люди воспринимают классические кинокартины как что-то малоценное, в отличии, скажем, от запомнившейся ажиотажем выставки Серова в Третьяковской галерее.

В-третьих, надо донести до зрителей идею, что кинотеатр – естественная среда обитания фильма и знакомится с шедеврами нужно именно там. Картину, снятую для большого экрана, нужно увидеть на большом экране. Это другой опыт, иные, более сильные впечатления. Важно, конечно, и качество показа. Одним из самых мощных моих впечатлений стал просмотр в Париже в одном из кинотеатров Латинского квартала отреставрированной на «Мосфильме» рязановской комедии «Карнавальная ночь». Поверьте, я посмотрел совсем другое кино, не то, что я многократно крутили по новогоднему телевизору, а дорогущее, освежающее яркими цветами, глубиной и деталями – незабываемое зрелище. Затем шедевр Рязанова вышел в повторный прокат во Франции, где собрал приличную кассу. Подобное впечатление я вновь испытал в Лос-Анджелесе, где в кинотеатре Диснея посмотрел отреставрированную версию «Русалочки». Это было удивительно красиво! Поэтому мы выпускаем только отреставрированные версии классических фильмов. В настоящее время проводим зрительские опросы и выясняется, что 9 из 10 человек никогда не видели «Кин-дза-дза» на большом экране.

— Из чего складывается магия большого экрана?

— Мы воспринимаем картину в ее естественной среде бытования, полностью погружаемся в историю, никуда не отвлекаемся, видим множество подробностей и деталей, не воспринимаемых в телетрансляции, плюс коллективный просмотр в разы умножает эмоции зрителей, а значит, дарит жизненный опыт, который останется с нами надолго. В идеале работающие с нами кинотеатры должны превращаться в синематеки, поддерживающие развитие иммерсивных форм демонстраций фильма, используя его как повод для общественных и художественных дискуссий. Для реализации этого направления я пригласил на работу Дениса Устинова, 27 лет прожившего во Франции, трижды выпускника Сорбонны, овладевшего всеми профессиями связанными с прокатом — от кассира и сотрудника ведущего журнала «Кайе дю синема», до организатора крупных мероприятий. Он хорошо понимает, как функционирует система художественного показа во Франции, совместно с ним мы будем внедрять лучшие европейские практики, описанные российским представителем «Юнифранс» Жоэлем Шапроном в его книге «Французский кинотеатр». Главный принцип — активно культивировать и экономически стимулировать разнообразие в репертуарах кинотеатров. Жаль, что французский опыт до сих пор не был взят на вооружение, но мы это исправим, ведь первым нашим партнером уже стала крупнейшая российская киносеть.