30.08.2018
«Красный призрак»
Режиссер: Андрей Богатырев В ролях: Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин, Полина Чернышова, Вольфганг Черны, Михаил Горевой, Олег Васильков, Юрий Борисов, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев, Константин Симонов, Пауль Орлянский |
культура: 1941 год, Вяземский котел. Части Красной армии с боями прорываются из окружения. Группа бойцов останавливается передохнуть на заброшенном хуторе. Вскоре появляются немцы. Солдаты принимают последний бой. К ним на выручку спешит легендарный партизан — бьющий без промаха снайпер Красный призрак. Как родился замысел ленты?
Богатырев: Четыре года назад ко мне приехал друг, сыгравший морячка-пулеметчика Паша Абраменков, и поделился идеей картины. В течение двух лет мы сочиняли сценарий и готовились к съемкам — посещали места боев под Калугой, близ Мосальска и Медыни, собирали рассказы ветеранов Великой Отечественной. Жизненные эпизоды и составили ткань нашей картины. История женщины, три дня прятавшейся в сундуке от фрицев, эпизод с отравленными продуктами, оставленными карателями на разоренном хуторе, рассказы бойцов, чудом выходивших из окружения, — все правда.
культура: Красный призрак — ожившая легенда или реальный герой?
Богатырев: Скорее, это состояние массового сознания. Когда народ доводят до последней черты, в нас пробуждается воплощенный дух мщения, гений народной войны. На место убитого героя встают двое, дальше — больше. Все понимают: это край — отступать некуда, нужно погибнуть или сражаться. Так мы выигрывали все войны.
культура: Ваш фильм подкупает обилием сильных изобразительных решений, калейдоскопом выразительных динамичных ракурсов. Постарался художник?
Богатырев: Нет, все раскадровки мы сочиняли с замечательным питерским оператором Никитой Рождественским, снимавшим «28 панфиловцев», использовавшим анаморфотную, сферическую оптику, подарившую изображению глубину и атмосферу. Мы стремились снять живой, парадоксальный, комично-трагичный, внятный, эмоциональный фильм.
культура: Был соблазн замахнуться на масштабное батальное полотно?
Богатырев: Нет. Нам было важно собрать из микроэпизодов образ народной войны.
культура: Как сработались с актерами?
Богатырев: Легко. Я присылал сценарий, затем лично встречался с исполнителями и рассказывал историю собственным языком. Фильм рождался как бы сам собой, переходя из уст в уста. Большую роль сыграли суровые зимние условия и место съемок — заброшенная деревня Гачки под Мосальском. Все эти факторы позволили каждому участнику проявить лучшие человеческие качества. Мы очень сдружились, эта работа стала смыслом нашей жизни, нашим счастьем.