Не перевелись еще Богатыревы...

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.08.2018


«Красный призрак»
Россия, 2018

Режиссер: Андрей Богатырев

В ролях: Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин, Полина Чернышова, Вольфганг Черны, Михаил Горевой, Олег Васильков, Юрий Борисов, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев, Константин Симонов, Пауль Орлянский

Выпускник второй годичной Академии Михалкова режиссер Андрей Богатырев завершил съемки патриотического военного вестерна «Красный призрак». Премьера намечена на 9 Мая, но доберется ли фильм до больших экранов — большой вопрос. Несмотря на коммерческий потенциал зрелища, ни одна прокатная компания пока не взялась за его дистрибуцию. «Культура» пообщалась с режиссером картины.

культура: 1941 год, Вяземский котел. Части Красной армии с боями прорываются из окружения. Группа бойцов останавливается передохнуть на заброшенном хуторе. Вскоре появляются немцы. Солдаты принимают последний бой. К ним на выручку спешит легендарный партизан — бьющий без промаха снайпер Красный призрак. Как родился замысел ленты?
Богатырев: Четыре года назад ко мне приехал друг, сыгравший морячка-пулеметчика Паша Абраменков, и поделился идеей картины. В течение двух лет мы сочиняли сценарий и готовились к съемкам — посещали места боев под Калугой, близ Мосальска и Медыни, собирали рассказы ветеранов Великой Отечественной. Жизненные эпизоды и составили ткань нашей картины. История женщины, три дня прятавшейся в сундуке от фрицев, эпизод с отравленными продуктами, оставленными карателями на разоренном хуторе, рассказы бойцов, чудом выходивших из окружения, — все правда.

культура: Красный призрак — ожившая легенда или реальный герой?
Богатырев: Скорее, это состояние массового сознания. Когда народ доводят до последней черты, в нас пробуждается воплощенный дух мщения, гений народной войны. На место убитого героя встают двое, дальше — больше. Все понимают: это край — отступать некуда, нужно погибнуть или сражаться. Так мы выигрывали все войны.

культура: Ваш фильм подкупает обилием сильных изобразительных решений, калейдоскопом выразительных динамичных ракурсов. Постарался художник?
Богатырев: Нет, все раскадровки мы сочиняли с замечательным питерским оператором Никитой Рождественским, снимавшим «28 панфиловцев», использовавшим анаморфотную, сферическую оптику, подарившую изображению глубину и атмосферу. Мы стремились снять живой, парадоксальный, комично-трагичный, внятный, эмоциональный фильм.

культура: Был соблазн замахнуться на масштабное батальное полотно?
Богатырев: Нет. Нам было важно собрать из микроэпизодов образ народной войны.  

культура: Как сработались с актерами?
Богатырев: Легко. Я присылал сценарий, затем лично встречался с исполнителями и рассказывал историю собственным языком. Фильм рождался как бы сам собой, переходя из уст в уста. Большую роль сыграли суровые зимние условия и место съемок — заброшенная деревня Гачки под Мосальском. Все эти факторы позволили каждому участнику проявить лучшие человеческие качества. Мы очень сдружились, эта работа стала смыслом нашей жизни, нашим счастьем.