«ПОТОМКИ», 120 мин. США, Fox Searchlight
Режиссер — Александр Пэйн
В ролях: Джордж Клуни, Джуди Грир, Мэттью Лиллард, Шэйлин Вудли
В прокате с 26 января
Полторы недели назад «Потомки» отхватили два «Золотых глобуса» — за лучший фильм в категории «Кинодрама» и за лучшую мужскую роль, исполненную Джорджем Клуни. Теперь, когда картина добралась до наших экранов, стоит признать: аккредитованные в Голливуде коллеги не промахнулись с призами. Рассказанная в фильме история кажется частной, семейной, но на поверку в ней, как океан в капле, отражается глобальная беда. Это не новый прием; немало наблюдений за разложением человечества, завораживающих апокалипсисов мы видели в последнее время. Удивителен финал «Потомков»: в нем есть ощущение, что беду можно избыть. И это не банальный американский хеппи-энд. Похоже, автор уверен: почти скинутый с корабля современности институт Семьи еще не отжил свое.
А к началу фильма у героя Джорджа Клуни все хуже некуда. «Почему мои женщины стремятся к саморазрушению?» — недоумевает богач и красавец Мэтт Кинг. Жена со скуки пристрастилась к водным лыжам, свернула себе шею и лежит в коме без надежды на выздоровление. Старшая дочь пьет, гуляет, демонстрирует полное презрение к семейным проблемам. Младшая грубит одноклассникам и учителям, отца в грош не ставит. В довершение всего Мэтт узнает, что незадолго до катастрофы жена изменила ему с соседом — ничтожным и трусоватым агентом по недвижимости. Оказывается, его родственники просто зашлись в праздности, пока он годами вкалывал, сохранял для семьи свою долю наследства. «Разве смысл брака не в том, чтобы облегчать путь своему спутнику?» — снова задается он наивным вопросом, глядя в неподвижное лицо жены. «Как вы со мной разговариваете?! Для вас что, совсем нет авторитетов?» — это уже дочерям. Жизнь заставила проснуться, выйти из-за офисного стола к семейному очагу — а очаг-то почти потух. Семейство Кингов — потомственная гавайская аристократия. В их владении были километры золотоносной курортной земли. Кузены Мэтта, полуспившиеся лентяи, собираются продать последний актив — прекрасную дикую территорию у океана. Но Мэтт отказывается расставаться с наследством прабабки — гавайской принцессы, вступившей в союз с белым американцем. Это решение зреет в нем постепенно, словно наперекор той коррозии, что проступила в его доме.
Роль Клуни выпала труднейшая. Мэтт Кинг — и обманутый муж, и отец-одиночка, и, неожиданно для себя, новый глава клана. Испытав унижение по мужской части и почти потеряв связь с родными детьми, он начинает обратное, центростремительное движение. Мудрость картины Пэйна в каких-то очень простых вещах. Например, в том, что отдалившихся родных сближает общая беда. Мэтт и девочки ищут злополучного соседа — просто чтобы посмотреть ему в глаза, попытаться понять, зачем он был нужен их жене и матери. И неожиданный разворот Мэтта — к сохранению земли предков, к интересам большой Семьи — отнюдь не моралите, а естественное движение человека, ощутившего холодное дыхание одиночества. «Потомки» — про нашу жизнь, в которой дом подчас больше напоминает гостиницу, чем крепость. Но картина Пэйна и о том, что никто не отменял роли личности в семейной истории. Джордж Клуни сыграл подлинного отца, мужчину — способного понять, простить и начать новый отсчет времени.