«Метаморфозы» продолжаются

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.11.2016

30 ноября по многочисленным просьбам зрителей Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова возобновила открытые репетиции спектакля «Метаморфозы» по мотивам рассказов Антона Чехова и Ивана Бунина. Показы дипломной постановки, прошедшие полгода назад в Театре Киноактера, посетили приглашенные гости, а в эту среду «Метаморфозы» шагнули на подмостки Российского академического молодежного театра, чтобы завоевать внимание широкой публики. 

Полный аншлаг, восторженные улыбки и долгие аплодисменты сопровождали спектакль первых выпускников Академии. В него вошли девять миниатюр (эпиграф к каждой — импровизация Никиты Сергеевича об актерском мастерстве и великой литературе) по классической прозе, в которой прорастает вся философия Русского мира с его правдой чувств, бедами и радостями, недостатками и достоинствами. Все, на чем основан русский характер. Действие, заразительное и стремительное, замешено на стыке театра и кино. Молодые артисты играют с удовольствием и обворожительным шармом, элегантно, открыто, сочно. Объемные 3D-декорации, чарующе живописные — церквушки, сельские просторы, кабинет чиновника, — погружают в атмосферу давних времен. Единое движение точного актерского посыла, сценографии, света, пластики, музыки. Жанровая партитура многогранна: ярмарочный балаган и полутона психологического театра, яркий фарс и откровенное кабаре, танцевальные кружева и шепот бытовых зарисовок. И в каждой миниатюре — погружение во внутренний мир человека, который в отечественном искусстве всегда оставался главной мерой.

Как говорит сам Михалков, его основная задача — научить актеров защищаться от низкопробной режиссуры, воцарившейся даже в ведущих театрах Москвы. И этот урок «академики» усвоили: спектакль рефлектирует, обращается к генетической памяти, ведет разговор без пафоса, честно и откровенно. Обыкновенные люди Чехова, заключенные в «стеклянную скорлупу одиночества», и герои Бунина, охваченные эмигрантской тоской. Их отдельные голоса складываются в многоголосную панораму жизни, обрастают милыми и завораживающими подробностями. Накануне премьеры корреспондент «Культуры» пообщался с исполнителями — выпускниками и слушателями высшей школы актерского мастерства.


культура:
Изменила ли учеба в Академии и участие в «Метаморфозах» Вашу творческую судьбу?

Юлия Гревцова:

— Это не просто спектакль, а кусок жизни, и все мы — студенты, режиссеры, костюмеры, рабочие сцены — горели проектом.

Когда попадаешь под магнетизм Михалкова, с тобой начинает происходить что-то необыкновенное, но у каждого это проявляется по-своему. Прежде всего Никита Сергеевич, невероятно чуткий и отзывчивый мастер, дает ощутить внутреннюю творческую свободу. Тут-то и случаются метаморфозы: кто-то вдруг зажимается и мучительно ищет выход, а у меня, напротив, проявилась жажда дерзких, порой абсурдных экспериментов.

Оксана Кормишина:

— Академия — прежде всего встречи с потрясающими мастерами, профессионалами и друзьями, а «Метаморфозы» — незабываемый опыт работы сразу с четырьмя непохожими режиссерами, разными школами, различной энергией, атмосферой полного погружения и концентрации.

Елена Лемешко:

— Как-то во время горячих прогонов я подошла к Никите Сергеевичу — он сидел в зале один, о чем-то думал… Заговорили о париках для спектакля, вдруг Михалков сказал: «А знаешь, ты очень хорошая актриса…» Я слышала такие слова и раньше, но только не от любимого режиссера. В этот миг произошла полная профессиональная перезагрузка — я словно увидела себя его глазами. До этого чувствовала себя на сцене, как собака, а он сделал меня королевой — вдохнул любовь и вкус к жизни. Я начала уважать себя, получила главные роли в прекрасных спектаклях.

Настраиваясь на «Метаморфозы», пересматриваю видео наших репетиций и понимаю: такого гениального учителя в жизни не было и не будет. Взяв за руку, Михалков ввел в самую сердцевину профессии. Работа с ним — точно звонок Бога.

Дарья Марусова:

— Академия поменяла мое самоощущение, наполнила внутренней энергией, подарила опыт, помогающий смело идти вперед. Недавно с друзьями мы выпустили спектакль «Варшавская мелодия», в январе едем на Санкт-Петербургский форум, готовим новую премьеру, но главным событием жизни остаются любимые «Метаморфозы».

Это был колоссальный труд для каждого из нас, а в первую очередь для самого Михалкова. Изначально доверив нам самостоятельно выбирать и защищать материал, сценографию, костюмы, чутко направляя, он творил то, о чем говорил, — непередаваемую атмосферу. Это чудо дало мне неимоверный импульс, позволило стать не исполнителем, а артистом, художником.

Поработать с таким мастером — все равно что слетать на Луну. Концентрация, психологический жест, рождение слова — все это и многое другое сродни волшебству, которое невозможно объяснить, нужно — прочувствовать. Никита Сергеевич вкладывает знания прямо в душу. Репетиции с ним (порой до двух ночи) зарядили ощущением ежеминутной готовности к жизни на сцене — к тому, что в любой миг можешь выложиться на двести процентов.

Екатерина Мирошкина:

— Год назад и представить не могла, что окажусь с Н.С. Михалковым на одной сцене. А вот он уже со мной репетирует, шутит, помогает. Помогает осознать возможности своего актерского организма, как много каждому из нас на самом деле дано! Компания собралась прекрасная, так что даже такая непростая вещь как ввод в спектакль проходит весело. Конечно, волнение есть, однако работы много, мы параллельно репетируем спектакль «Воскресение» (режиссёр — С. Землянский, который работал и над спектаклем «Метаморфозы»), да и учебный процесс в Академии не останавливается, так что времени волноваться нет, есть время работать и наслаждаться процессом!

Милена Якшич:

— Я прожила в Академии невероятный год, вернулась в родной сербский театр и почувствовала, как изменилась моя жизнь — учеба у Михалкова подарила новое зрение, поддержку и свободу. Появилась отвага — готовность говорить «нет» и внутреннее право браться лишь за работу, приносящую творческое удовольствие. Сейчас получаю несказанную радость от репетиций «Метаморфоз». Парадоксально, опыт игры на чужом языке дал ощущение источника нужных слов. Этот спектакль — часть моего сердца.


Георгий Кузубов:

— Опыт «Метаморфоз» стал невероятным подарком, возможностью сотрудничества с потрясающими режиссерами — Яцко, Коручековым, Газаровым, Землянским. Но больше всех мне дал Михалков — это не описать словами. Сценическая концентрация — не столько вопрос внутренних затрат, сколько выверенной энергетической работы.

Год по завершении учебы пока не принес больших перемен, но появилось понимание творческого пути — ощущение новых качеств, возможностей, а главное — осознание себя в профессии и профессии в себе. При этом с Академией я не расстаюсь — вошел в пластическую постановку Сергея Землянского по «Воскресению» Толстого, премьера уже в январе. Из такой команды не хочется уходить, надеюсь и верю, что пробьет час — мы станем единым театром.

Игорь Сергеев:

— У Никиты Сергеевича феноменальное чутье — каким-то невероятным образом в нем уживаются актер, режиссер, педагог. Удивляет, как быстро он «считывает» новых людей. За несколько минут беседы умеет понять человека, назвать слабые и сильные стороны, расшифровать личную органику и определить ее границы. Всех помнит, всех любит, не допускает никаких общих мест и формальностей — ни на сцене, ни в общении с нами.