20.01.2012
110 лет назад в санкт-петербургском книгоиздательстве «Знание» увидел свет первый том собрания сочинений Ивана Алексеевича Бунина. В дальнейшем у этого фантастически одаренного мастера, одного из самых гениальных людей, когда-либо писавших на русском языке, при жизни вышло еще только одно собрание. Было это уже в Берлине, в издательстве «Петрополис», в середине 30-х годов.
Всего через три года после смерти Ивана Алексеевича, в 1956 году, в СССР опубликовали пять томов собрания сочинений Бунина. Они стали одним из главных символов оттепели — на советских читателей обрушился небывалый, невероятный талант.
Сегодня, когда книги первого русского нобелевского лауреата по литературе выходят миллионными тиражами, когда о нем снимаются фильмы и выходят монографии, возвращение великого прозаика продолжается. Недавно московское издательство «Русский путь» выпустило два тома, позволившие прикоснуться к новым граням жизни и творчества Бунина.
Речь идет, во-первых, о большом 900-страничном издании «Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве И.А. Бунина: Критические отзывы, эссе, пародии (1890 –1950 годы)».
«Может быть, г. Бунин — прекрасный прозаик. В таком случае пусть он скорее покидает занятие поэзией». Такого отзыва начинающий автор удостоился в 1891 году, когда в Орле вышел его первый сборник «Стихотворения. 1887–1891». Правда, другой критик, писавший под псевдонимом Аполлон Коринфский, сказал иначе: «Чем-то освежающим веет от этой тоненькой книжки, вышедшей в провинции приложением к «Орловскому вестнику».
С тех пор при жизни Бунина вышли сотни рецензий — как в России, так и за границей, где ему довелось прожить большую часть жизни. Вне всяких сомнений, огромным прорывом в литературоведении является публикация на русском языке отзывов о творчестве Ивана Алексеевича европейских и американских литераторов.
«Иван Бунин — последний представитель великой традиции русской повествовательной прозы ХIХ столетия, украшенной именами Пушкина, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Лескова, Льва Толстого. С Иваном Буниным она идет к концу. «К концу» не в смысле декаданса, эпигонско-бессмысленного угасания, но, напротив, в смысле достойного, равноценного высшим проявлениям этой традиции завершения, внешне обусловленного большевизмом. Происходит это потому, что большевизм уничтожил само содержание этой великой традиции, дореволюционную «святую Русь», которую воспевал каждый великий писатель. Эту ушедшую святую Русь Иван Бунин теперь в последний раз вызывает из глубин метафизической памяти и вырывает из потоков забвения, чтобы обессмертить в поэтических образах». Слова немецкого слависта Артура Лютера, написанные в связи с присуждением русскому изгнаннику Нобелевской премии, наверное, не стоит забывать и сегодня.
Другая книга — «И.А. Бунин: Новые материалы. Выпуск II» — создана по материалам легендарного Русского архива в Лидсе и составлена его главным хранителем Ричардом Дэвисом и одним из ведущих исследователей русского зарубежья Олегом Коростелевым. Они привлекли других иностранных и российских исследователей: Владимира Хазана, Кита Триббла, Евгения Пономарева и Жоржа Шерона. Результатом и стала публикация абсолютно неизвестных до сегодняшних дней писем самого Бунина, его жены Веры Николаевны, а также писем к ним.
Каждое новое слово великого автора бесценно. И второй выпуск «Новых материалов» лишний раз это подтверждает.
В книгу вошли переписка Ивана Алексеевича с Юлией Леонидовной Сазоновой, блистательным балетным и литературным критиком, которой Бунин разрешил готовить книгу о себе; письма к «злому гению» его жизни Леониду Зурову, разделявшему с писателем и Верой Николаевной кров почти двадцать лет; не всегда цензурные шуточные стихотворения, отправленные великим мастером писателю Борису Пантелеймонову — с ним Бунины очень дружили в последние годы жизни. Есть и другие невероятные находки — к примеру, письма Максимилиана Волошина, датированные 1919 годом: в них коктебельский отшельник рассказывает, как чудом уцелел во время боев в Крыму.
Эти письма дают возможность не только окунуться в мир терпкой, звенящей бунинской прозы, но и очень многое понять в истории возникновения шедевров писателя:
«Сборник «Темные аллеи» озаглавлен так по первому рассказу. А происхождение этого первого рассказа — случайно, даже и для меня самого неожиданно, как многих, многих моих рассказов: однажды почему-то вспомнилось стихотворение Огарева:
«…Кругом шиповник алый цвел,
стояла темных лип аллея».
И вот вдруг вообразился мне старый генерал в тарантасе, на тройке, большая дорога, ненастный день, постоялый двор, где он решил отдохнуть, — и неожиданная встреча его с той, которую он любил в ранней молодости…»
Выход этих двух книг — событие огромного масштаба. Слишком многих объединяет великая и загадочная фигура Ивана Алексеевича Бунина.