28 ноября 1944 года

Сергей ГРОМОВ

29.11.2019

75 лет назад, 28 ноября 1944-го, рассказывая о культурной жизни уже полностью освобожденного от гитлеровской оккупации СССР, газета «Советское искусство» предоставила слово тем, кто знал, как отстраивать лежавшую в руинах страну. 

Особенно примечательна статья академика Игоря Грабаря, начинающаяся словами: «Сейчас, когда Красная Армия изгнала с нашей земли последних фашистов-захватчиков, настала пора подумать о восстановлении тех прекрасных памятников искусства и старины, над которыми в злобном исступлении надругались немецкие вандалы». Интересно, что первостепенное внимание наш выдающийся живописец уделил не светской, а христианской архитектуре. Профессионально размышляя о проблемах, с которыми должны были неизбежно столкнуться реставраторы, автор указал на то, что осталось в Новгороде от «всемирно известного храма Спаса-Нередицы (XII века), внутренние стены которого снизу доверху были покрыты фресками, единственными в Европе по полноте и сохранности».

Грабарь поделился собственным мнением о способах воссоздания памятника древнерусского зодчества, где сохранились лишь «три абсиды восточной стороны и нижняя часть южной стены». Среди объектов культурного наследия, которые требовалось возродить, Игорь Эммануилович упомянул также смоленские храмы Петра и Павла, Михаила Архангела, новгородские — Софии и Спаса на Ильине, собор Мирожского монастыря в Пскове и другие культовые сооружения.

«А вот судьба двух других первоклассных памятников Новгорода — церквей Спаса на Ковалеве и Успения на Волотовом поле (XIV века), также прославленных своими дивными фресками, видимо, предрешена — едва ли они могут быть восстановлены», — посетовал знаменитый художник. Его прогноз, к счастью, не оправдался. Первый из упомянутых храмов был воссоздан в 1970 году, второй торжественно открылся 28 августа 2003-го. Над росписью церкви Спаса Преображения на Ковалеве трудились известные советские реставраторы Александр и Валентина Грековы.

Завершая свою статью, Грабарь подытожил: «Никакие учебные заведения не дадут таких знаний и навыков, как процесс восстановления величайших памятников искусства, созданных русским народом на протяжении почти тысячелетия. Можно не сомневаться, что эпоха восстановления будет ознаменована новым могучим подъемом нашей художественной культуры».