22.11.2019
80 лет назад, 18 ноября 1939-го, «Советское искусство» отметило несколько круглых дат. Основное внимание, само собой, было уделено 20-летию создания Первой конной армии, чему посвящались 1-я и частично 2-я страницы.
Третья полоса вышла под шапкой «Юбилей советского цирка». В наши дни такое празднование выглядит несколько странным: непонятно, почему именно в ноябре решили вспомнить о двадцатой годовщине, ведь знаменитый ленинский декрет, согласно которому российские компании по производству зрелищ подлежали национализации, был издан 26 августа 1919-го. Хотя если иметь в виду, что летом и в начале осени 1939-го руководство страны заботили совершенно иные вещи (а именно бои на Халхин-Голе и начало Второй мировой), то «перенос» юбилея выглядит вполне логичным.
«Советский цирк празднует свое двадцатилетие, — читаем в статье известного в те годы функционера Комитета по делам искусств при СНК Владимира Беллера, который тут же объясняет, в чем, на его взгляд, главный смысл отмечаемой годовщины: — До Октябрьской революции... цирки крупнейших городов принадлежали иностранным антрепренерам (Чинизелли, Труцци, Саламонский и др.). Программы в них составлялись из иностранных аттракционов и номеров. В крупнейших цирках до революции русские номера почти не встречались. Русские талантливые, одаренные артисты, часто даже превосходившие по своему мастерству иностранцев, вынуждены были скитаться по небольшим провинциальным городам, выступать в балаганах, на площадях».
Современные историки с подобными утверждениями, возможно, поспорят, однако отчасти Беллер прав — с цирковыми номерами в советский период выступали у нас, как правило, соотечественники.
На той же странице опубликована заметка, подписанная затейливым именем Каран Д’Аш. Уже весьма популярный на тот момент Михаил Румянцев поделился с читателями секретами успеха: «Я много и увлеченно работаю. Сам делаю свой реквизит, придумываю детали костюма, движения. Результаты своей дневной работы я вечером проверяю на манеже, тщательно анализируя все, что вызывало смех. Я задумываюсь и над тем, почему к тому или иному комическому трюку... зритель остается равнодушным».