15.11.2019
50 лет назад, 13 ноября 1969-го, «Советская культура» уделила особое внимание эстетическому воспитанию детей и юношества. Основная тема, по-видимому, была обусловлена тем, что незадолго до выхода номера (далее цитата из передовой статьи) «по инициативе правления Союза художников СССР состоялась встреча с министром просвещения СССР тов. М.А. Прокофьевым, на которой возникла плодотворная мысль о проведении силами творческих союзов и органов просвещения широкого эксперимента постановки эстетического воспитания в нескольких десятках школ».
«СК» провела у себя круглый стол под названием «Художественное начало еще больше одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека». На это редакционное мероприятие были приглашены деятели науки и искусства, педагоги и философы, представители многих важных учреждений и организаций.
Характер и содержание беседы с неявными признаками дискуссии (спорить тут, по сути, было не о чем) отчасти переданы ключевыми, напечатанными крупным шрифтом репликами: «Все воспитание должно быть эстетическим!»; «Без широкой культуры специалист может быть лишь исполнителем, но не творцом»; «Полагать, что наша школа дает хотя бы минимум эстетического воспитания — значит совершать духовную приписку»; «Объединить усилия!».
Одну из наиболее острых проблем затронула в своем монологе кандидат педагогических наук Елена Гембицкая: «В первые классы школы из детских садов приходят малыши с разбуженным интересом к прекрасному, с развитым эмоциональным отношением к искусству. Они с увлечением рисуют, лепят, поют, танцуют, любят слушать музыку, умеют выразительно декламировать. Как правило, такие дети отличаются хорошим общим развитием, обладают более устойчивым вниманием. К сожалению, в школе уже в начале первого года обучения интерес к прекрасному у детей затухает, гаснут и выявленные в детском саду художественные способности. В школе не созданы условия дальнейшего их развития. На ее пороге ребенок получает первую травму, и зачастую это совпадает с потерей интереса к самой школе».
Как видим, полвека прошло, а воз «эстетического воспитания» и ныне там. Хотя нет, скорее, все-таки откатился несколько дальше от пункта назначения.