06.11.1929
И вот — новая газета, по искусству...
И вот — завтра выйдет первый номер.
И вот — его принесет почтальон.
И вот — он будет лежать на столе, мягко отливая свежим типографским глянцем.
И вот-опять эти слова.?..
В передовой:
«Советский театр продолжает переживать острейший кризис в своем стремлении приблизиться к наболевшим проблемам. Поступательное движение вперед несомненно. Но сможет ли коллективная театральная мысль избежать опасных подводных камней на своем пути? Наступающему театральному сезону мы ставим лишь один прямой вопрос, на который могут быть лишь два ответа.
Либо (подчеркнуто нами. Ред.) рука об руку с биением нашей великой эпохи,
либо (подчеркнуто всюду нами. Ред.), нога в ногу с неподвижностью и косностью,
либо (подчеркнуто снова нами. Ред.) плечом к плечу с опасностью безыдейного перерождения,
либо (нами! Ред.) в «дружеском» (ковычки наши. Ред.) союзе с пучиной обывательской оторванности и мещанства. Пятое не дано!».
И вот они, эти слова,?— в обзоре…
«На театральных путях истекшего периода мы видим некоторый, но пока ничтожный сдвиг. В сценической оформлении наиболее жгучих проблем современности театр не смог миновать опасных подводных камней вопросов оформления и сознательного подхода к.психологии и дифференциации нового зрителя. Он не смог нащупать нутра вашей великой эпохи. И тем не менее — перед нами, хотя и робкий, но несомненный шаг вперед».
И вот они — в оперной рецензии: «Евгений Онегин — недурно разработанное либретто любовных взаимоотношений полов в эпоху раннего феодального средневековья. Однако, мастерски овладев интригой, автор не смог выпятить на первый план социальной структуры происшедших событий и не выпятил классовых противоречий. За индивидуальными переживаниями своих героев автор проглядел роль массы. Она показана лишь в сцене бала. Автор не показал нам и основных действующих сил эпохи — на сцене ни разу не появляются ни декабристы, ни Сен-Симон, ни Кромвель, ни Стенька Разин.? Музыкальное сопровождение сделано по-старинке — все эти вальсы и арии мы уже где-то слышали. В общем перед нами, хотя и робкий, но несомненный шаг вперед».
И вот — в драматической рецензии:
«Новая пьеса дает возможность с удовлетворением отметить удачное нащупывание наболевшей проблемы современности — вопроса о введении пересадочных трамвайных билетов. Постановщику удалось в своем оформлении удачно обойти подводные камни психологизма и настроенчества. Качающаяся на роликах конструкция удачно подчеркивала размах нашей великой эпохи социалистического строительства. Ярко показана организующая роль пятилетки — в короткой сцене, где герой указывает, что хорошо бы лет на пять уехать за границу. В общем театр сделал своей постановкой несомненный шаг вперед»…
И вот — в рецензии мюзик-холльной:
«В постановке нового обозрения театр повторил все свои предыдущие ошибки. Сюжет пьесы (моральные страдания трудящегося в связи с очередями у общественных уборных) близок нам по духу, он отражает размах и биение нашей трепетной эпохи. Но почему-то целостная драматургическая ткань представления прорвана внутренне противоречивыми эпизодами. Мы еще можем понять выступление дрессированных морских львов — в нем содержится острый политический намек на новые морские вооружения британского империализма. Но жонглирование на трапеции — что хотел этим сказать автор спектакля? Может быть, речь шла о неустойчивости в условности капиталистической стабилизации — но тогда жонглер должен был бы огласить хотя бы несколько основных цифр, характеризующих кризис сбыта на мировых рынках и рост безработицы в главнейших индустриальных государствах. С тем большим удовлетворением мы можем отметить следы вдумчивого марксистского подхода в новых постановках герлс. Здесь мы имеем налицо такие бросающиеся в глаза достижения, как розовые чулки (танец «Рыбка») и багровый свет прожектора (танец «Птичка). Несомненно, театр сделал шаг вперед по пути к истинно советскому мюзик-холлу».
И вот — о отделе хроники: «Новая постановка «Веселой вдовы» в театре оперетты будет проведена в плане максимального приближения к жгучим проблемам эпохи. Второе действие разыгрывается в колхозе. Вальс «Тихо и плавно качаясь» будет исполнен в плане показа безудержной оргии «конец разложившейся буржуазии, на фоне нарастающего революционного восстании и симфонии заводских гудков. В куплеты «После нашей первой встречи» вводятся злободневные политические моменты — о жилищном кризисе и алиментах. Танец «Ах |ты,?— моя курочка» дается в плане агитации за кооперативное птице- и яйцеводстао»…
Нет, не стану я читать новой газеты по искусству — если она повторит то, что было до сих пор!
МИХ. КОЛЬЦОВ