06.12.1986
Давайте сознаемся: в минувшие годы комсомол часто являл собой «просто возраст» — от 14 до 28 лет. А судьбой он был иной раз лишь для тех, кто избрал для себя путь по крутым ступеням комсомольского аппарата. Потому-то и ведется сегодня борьба с заорганизованностыо и бумаготворчеством, потому-то, покинув полированный кабинет, комсомольский руководитель бурно оправдывается перед подростками с «двенадцатого этажа». А ведь было время, когда по сравнению с россыпью ударных комсомольских строек, миллионами освоенных народных рублей, серебряными костылями, вбитыми в месте встречи двух героических бригад, ватага неприкаянных ребят в подворотне казалась незначительным недоразумением, мелким житейским фактом, уводящим от большой жизненной правды.
Пять лет я был членом бюро одного из столичных райкомов ВЛКСМ, отмаялся на всяких заседаниях столько человеко-часов, что дух захватывает. И вот однажды какой-то парень пришел на бюро и заявил, что ему скучно в комсомоле и что он хочет выйти из его рядов. В те времена о такой постановке вопроса — скучно! — слыхом не слыхивали. Поэтому сначала возмутились, а потом все-таки стали разбираться и выяснили: скучно парню не во Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе Молодежи, а в родной первичной комсомольской организации, где, кроме сбора взносов и выматывающе однообразных собраний, ничего не происходит. А наш возмутитель спокойствия был набит идеями, новациями, излучал социальную энергию, но неизменно наталкивался на гранит успокоенности и благодушия. И тогда ему стало скучно.
Кстати, с этого «скучно», по моему убеждению, и начались те самые неформальные объединения молодежи, которых сначала не замечали, потом говорили о них тревожным шепотом, а теперь признали и начали изучать.
И в самом деле: почему формы молодежного бытия должны изобретаться только в горных высях комсомольской иерархии, а потом спускаться циркулярам на грешную землю? Пусть молодежь, которая вообще-то не любит готовых рецептов, ищет их тоже —в тех же неформальных объединениях, — а дело райкомов, горкомов, обкомов… решать, какие идеи оставить на местном уровне, а какие ввиду перспективности обобщить и распространить. Скажу больше: в райкомах есть отделы комсомольских организаций, почему бы не быть отделам неформальных объединений? Тогда появится та обратная связь, без коей комсомол рискует стать министерством по делам молодежи, а не союзом единомышленников.
Сейчас на страницах молодежной прессы яростно обсуждается вопрос: каким должен быть комсомольский лидер? Кто он: профессионал-аппаратчик или неформальный вожак, облеченный доверием сверстников? Сколько раз я слышал с трибуны требовательные слова: «Мы, комсомольские работники, обязаны изучать интересы молодежи!» Когда ученый-историк говорит, что он должен изучать быт человека ледникового периода, мне понятно. Но какой же ты молодежный лидер, если тебе нужно изучать интересы молодежи?! Ты не лидер в таком случае, а ветеран движения. Общеизвестен тот факт, что комсомол вдохновил многих советских писателей на создание ярких произведений, вошедших, как говорится, в золотой фонд нашей литературы. Было время, когда комсомольские поэты пользовались в молодой республике такой вулканической популярностью, в сравнении с которой тотальная слава Аллы Пугачевой всего лишь ненавязчивая известность. В книгах комсомольских писателей молодежь искала ответы на самые главные свои вопросы и находила! А теперь литератора, связавшего свою работу с комсомольской тематикой, сразу начинают подозревать: мол, «верняк» пишет — зарабатывает! Часто тут виноват сам литератор, обращающийся к комсомольской тематике по чисто прагматическим соображениям. Но порой виноват и социальный заказчик, требующий от писателя такой сбалансированности позитива и негатива, такой державной определенности, какую может предложить не всякий учебник обществоведения, не говоря уже о художественном произведении. А ведь читатель измлада отлично знает, какой должна быть наша жизнь, поэтому его больше волнует вопрос, какой наша жизнь быть не должна.
Комсомол традиционно принимает самое активное участие в воспитании литературной смены. Совместные усилия писательских и комсомольских организаций привели к тому, что сложилась разветвленная, слаженно работающая система, значительно облегчающая начинающим вхождение в литературу. Скажу больше: многие недавние молодые, уже ставшие членами СП СССР, с грустью вздыхают о тех временах, когда они числились в активе комиссий по работе с молодыми литераторами, когда можно было прийти в издательство и с обидой сказать: «Вот я молодой, а вы…» Таким образом, за последние годы народное хозяйство лишилось немалого количества инженеров, врачей, учителей, а СП СССР в ряде случаев приобрел не писателей, а всего-навсего активных потребителей литфондовских благ. Мало того, появился целый контингент начинающих авторов, не очень-то одаренных, но подготовленных юридически. Они просто-напросто вынуждают публиковать свои работы, подлавливая оплошавших издателей. Объяснюсь: стоит редактору вовремя не ответить на рукопись, как тут же на высочайшее имя идет «телега» о том, что в данном издательстве не соблюдаются правила работы с письмами трудящихся и попираются права молодых писателей. А ведь никаких особенных прав нет, ведь словосочетание «молодой писатель» не родовой признак, не пропуск в литературу, а всего лишь возрастная характеристика… И вообще: как-то не представлю себе сравнительно поздно дебютировавшего поэта Тютчева, жалующегося в вышестоящие инстанции, скажем, на «журналиста» Некрасова.
А ведь все это не просто внутрицеховые неприятности, всё это входит составной частью в литературный процесс, за всем этим следит умный, образованный, скептичный современный читатель, следит и пожимает плечами. Это еще года два назад ему можно было ответить: «Ну что вы от нас, писателей, хотите? Правды?! Мы-то напишем, а кто печатать будет?» Теперь все чаще замечается другое: молодые боятся идти на риск, брать острые проблемы, предпочитая «прикрыться листиками» формальных поисков, кажущимися новаторскими только тем, кто плохо знаком с наследием отечественной и зарубежной литературы. Но порой, на мой взгляд, виноваты и старшие товарищи. Если с трибуны нас будут призывать писать жесткую правду, а потом в кабинетах так доверительно разъяснять, что подразумевалось под этими словами — дело на лад не пойдет.
Иногда мне кажется, что, совершенствуя структуру работы с молодежью, мы упустили то, что сегодня называют «человеческим фактором». Вот и получается, что посредственный литератор умело, миновав четыре этапа тайного голосования, быстренько получает свою «краснокожую писательскую паспортину», а у людей подлинно талантливых и скромных этот процесс порой растягивается на многие лета. Бывает и так, что в одаренных молодых видят прежде всего не достойных продолжателей общего дела, а конкурентов, покушающихся на место в издательском плане, пожизненное место в правлении, наконец, на привычную путевку в Дом творчества…
Приведу лишь два примера. Краснодарец Юрий Гречко, автор поэтических сборников, лауреат премии им. М. Горького СП СССР за лучшую первую книгу, был радостно «открыт» еще в 1979 году на VII Всесоюзном совещании молодых писателей, о нем писали… Нет, ему никто прямо не отказывал в приеме в СП СССР, но в силу, как говорится, ряда субъективных причин вопрос не решается…
Другой пример: москвич Анатолий Пшеничный, автор пяти поэтических книг, тоже «открытие» VII совещания. Но, увы, в то время, когда его приемное дело начало свое движение по инстанциям, ему за поэму «Зона доверия» была присуждена премия Ленинского комсомола. Надо ли говорить, что этот радостный для всего поэтического цеха факт роковым образом сказался на результатах тайного голосования. Оба случая — явная несправедливость, результат подмены профессиональных критериев окололитературными амбициями. Тут бы и вмешаться комсомолу в судьбу своих лауреатов, проявить свой общественный авторитет. Но, видимо, сегодня на контроле стоят уже судьбы участников последнего, VIII Всесоюзного совещания молодых писателей (1984 г.), а опыт предыдущего уже обобщен, отлит в справку и сдан в архив. Очень хочется верить, что не так!
Сейчас в комсомоле идет перестройка, направленная, образно говоря, на то, чтобы союз молодежи прежде всего был судьбой для юношей и девушек, а только потом — возрастом. Архитекторы утверждают, что перестраивать часто сложнее, чем строить. Уверен, что в это нелегкое дело внесут свой вклад и писатели. для которых комсомол давно стал судьбой, судьбой творческой…