Московских окон негасимый свет

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.06.2015

В доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка Татьяны Волковой «Москва праздничная». Ее картины — это признание в любви столице, которая, несмотря на высотки «Москва-Сити» и бешеный ритм жизни, сохраняет свой патриархальный дух.

Художница много лет пишет урбанистические пейзажи. В ее портфолио — виды Праги, Мадрида, Парижа, Брюсселя, Страсбурга, а также родной Алма-Аты. Впрочем, российская столица занимает в творчестве Волковой особое место. Изображения Белокаменной — очень личные: почти стихотворения или мелодии в цвете.

На это намекают названия картин. Вот, например, «Органная музыка» (2015): чернильное небо, на горизонте — небоскребы делового центра, справа — белеет Храм Христа Спасителя. Фонари горят ярко и торжественно, вызывая ассоциации с сочинениями Баха: возвышенными, не терпящими суеты. Иная по настроению «Вечерняя Таганка» (2015): фиолетовые сумерки, нежное закатное небо, мерцающие огоньки — романтика да и только! Есть, впрочем, и другая столица — свежая, залитая солнцем. Одна из таких картин, «Радостное утро» (2013), по духу напоминает «Москву» (1952) Александра Дейнеки: яркие крыши, прозрачный воздух…

Город осенний, дождливый, поэтичный тоже нередко попадает в поле зрения Татьяны Волковой. Ее любимый мотив — капли на оконном стекле и расплывающиеся силуэты зданий («Дождь», 2013). Столичная зима изображена совсем иначе. Здесь все наполнено предвкушением Нового года: ожиданием елки, мандаринов, подарков. Эта Москва — яркая, разноцветная, суматошная. Стремясь запечатлеть праздничную суету, художница выбирает импрессионистическую манеру письма. Более тихими и созерцательными выглядят картины, посвященные старому Новому году. На одной из них зритель, словно житель многоэтажки, видит перед собой соседний дом — «свечку» с рядами окон. Падают пушистые хлопья снега, приглушающие чувство одиночества и тоски («Старый Новый год. Ожидание», 2015). В целом эти работы — умиротворяющие и светлые. Например, на картине «Старый Новый год» (2015) изображена уютная и спокойная Москва, где время, кажется, остановилось давным-давно.

Художница отдает предпочтение центру столицы: прогуливается по Остоженке, ставит этюдник на Большой Ордынке… Главная тема ее полотен — сосуществование старого и нового. Картина «Московский дворик» (2003), вызывающая в памяти шедевр Василия Поленова, показывает зрителю современную столицу: двухэтажный дом с обветшавшей детской площадкой, вокруг которых возвышаются многоэтажки. Однако подобное соседство не выглядит трагичным. Татьяна Волкова любит этот город, несмотря на его быстро меняющийся облик, и дышит с ним в унисон.