Главная новость

Константин МАЦАН

06.04.2013

В это трудно поверить, но тема Благовещения Пресвятой Богородицы — одна из центральных в трилогии Джона Толкина «Властелин колец». Исследователи-толкинисты выяснили по письмам автора, что, завершив работу над книгой, он еще три месяца ее переписывал — ради одной-единственной детали: даты, когда кольцо всевластия, мировое зло, уничтожается. Эта дата — 25 марта, праздник Благовещения по григорианскому календарю. Или 7 апреля по юлианскому.

Что же произошло в сионской горнице ровно за девять месяцев до Рождества Христова? По Евангелию от Луки, Деве Марии явился ангел и сказал: «…Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мы привыкли к этому сюжету, тысячи раз он становился темой полотен и литературных произведений. Он как будто покрыт музейной пылью. Но если пыль сдуть и посмотреть на него вблизи, как на историю обычного человека — юной девушки Марии, мы увидим небывалое по напряженности событие.

К ней, глубоко верующей благочестивой иудейке, является ангел и провозглашает такое… Для нее, должно быть, нет сомнений, что с ней говорит Божий посланник и все услышанное — от Бога. И все же: трудно представить, но вообразите, что бы испытали в такой ситуации лично вы? Вот и Мария в смятении — настолько, что Ангел даже вынужден успокаивать ее: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога…» Но что значило в иудейском обществе того времени родить ребенка не от мужа? Вполне возможно — быть побитой камнями как прелюбодейка.

Это, кстати, понимал и праведный Иосиф, обручник Марии: узнав обо всем, он милосердно собирался не обличать, а просто отпустить Пресвятую Деву, но и ему явился ангел, сказав смириться, потому что Тот, Кого Она родит — от Бога. Мария задает ангелу тревожный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тут снова стоит остановиться и вдуматься: что могла почувствовать юная девушка, услышав такое… Как это понять?! Как это принять?! Как это вместить?! Что теперь делать?! И вот именно тут звучат принципиально важные слова — Дева Мария смиренно соглашается: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Могла бы Дева Мария, грубо говоря, «отказаться»? Наверное, могла. Мог бы Бог исполнить Свой замысел насильственно — не спрашивая согласия Марии? Да, для Него нет ничего невозможного. Но Бог этого не делает. И это имеет колоссальное значение: Он сотворил человека свободным и теперь всегда и во всем ждет от Своего творения только его доброй воли.

Византийский святой Николай Кавасила пишет: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным…» Какой план? Говоря христианским языком, план по спасению человечества: Непорочная Дева должна родить воплотившегося Сына Божиего — Спасителя. Но Бог не может спасти человека против желания самого человека. От нас нужен хотя бы шаг навстречу Богу. Добровольный и свободный.

Праздник Благовещения в этом смысле раскрывает, на чем строятся в христианстве отношения человека и Бога. А именно, какого образа мыслей и поступков Бог от человека ждет. Первый момент — как видно — твердое личное желание за Богом следовать. В этом смысле точно звучит пословица «невольник — не богомольник». Смирение перед Богом не может быть ничем иным, кроме как актом свободного выбора.

И вот тут возникает второй момент: что такое смирение? Подскажет само название праздника — Благовещение: Дева Мария приняла волю Божию о себе именно как благую весть. Не просто, стиснув зубы и сжав кулаки, покорилась от бессилия: «Ну хорошо, будь по-Твоему», но увидела в этом величайшую радость. А это в каком-то смысле и есть смирение: радоваться, когда чувствуешь, что твою маленькую человеческую волю превосходит воля Бога, Которому виднее: ты-то знаешь только то, что видишь здесь и сейчас, а Он знает и видит всю твою жизнь на перспективу.

Все это дает верующему человеку ощущение ни с чем не сравнимой свободы — и духовной, и физической. Прямо как у белых голубей, которых принято на Благовещение освобождать — отпускать в небо.

И если возвращаться к Джону Толкину и «Властелину колец»: не оттого ли автор решил уничтожить кольцо всевластия именно в день Благовещения, что только добровольный выбор в пользу Бога освобождает человека от зла?