«Садко»: дно пройдено

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.06.2018


«Садко»
Россия, 2017

Режиссеры: Максим Волков, Виталий Мухаметзянов

6+

В прокате с 24 мая

Без рекламы и премьерного показа на экраны вышла вокально-виртуальная сказка «Садко». Трехлетний долгострой обернулся провалом, однако у ленты Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова есть и достоинства. Их можно перечесть по пальцам одной руки.

Ученые до сих пор не сошлись во мнении о происхождении былинного героя, который не был ни князем, ни богатырем. В гусляре, зачаровавшем морского царя и его дочь, усматривают Садока — персонажа старофранцузского романа о Тристане  де Лоонуа. Иные отмечают сходство с героем финского эпоса Вяйнямейненом. Приключения музыканта перекликаются со страстями ветхозаветного пророка Ионы и мытарствами Одиссея — неудачного жениха нимфы Калипсо, дочери бога Океана. Помимо богатой родословной, у новгородца имеется знатное музыкальное и кинематографическое приданое — одноименная опера Римского-Корсакова и снятая по ее мотивам сказка Александра Птушко с былинным красавцем Столяровым...

Нынешний зять морского царя — не чета прежним удальцам. Досадливо отмахнувшись от преданий старины глубокой, российские аниматоры выдали вместо волшебной сказки ворох цитат из диснеевских «Русалочки» и «Аладдина». И закономерно пошли на дно.

Больше всего не повезло самому герою: Садко сутул, хил, косоват и неказист.

От случая к случаю на отливающей латунью физиономии проступает румянец, но и тот не красит нищего (в буквальном смысле слова) гусляра. «Ах, маменька, — восклицает он, — когда-нибудь, благодаря музыке, к нам постучится удача!» Пожелание тут же сбывается. Парня хватают за шкирку и доставляют в княжеские палаты подыграть сватающимся к дочери правителя иноземным женихам.

Сюжет разворачивается предсказуемо. Зритель ждет морское дно — пожалуйста. Любовная линия — есть. Счастливая развязка — как полагается. Зачем-то в мультфильм включили банду утопленников, как будто вчера сбежавшую из «Пиратов Карибского моря». Отдельный герой — оживающий подводный идол Шурум-Бурум.

Городя абсурдный сумбур, авторы вдохновлялись галереей персонажей, придуманных дебютантами, художниками уфимской анимационной студии «Муха». Что ж, признаем, по количеству острохарактерных эпизодических героев — удальцов, прытких хитрованов, неотразимых красавцев и могучих чудищ — эта сказка дает сто очков форы всем отечественным мультфильмам последних лет. Каждому герою прилагается оригинальная повадка, пластика, фактура... Вот только с последней дела обстоят не слишком благополучно. К гротескным личинам, волосам, доспехам не придерешься, а с кожей и тканями — беда. Первая смотрится слепым, серовато-мутным пятном, вторые — блеклой ретушью. Так же выглядят вставные вокальные номера — ни одну песню герою не удается допеть до конца. Между персонажами нет ни алхимии, ни драматургических конфликтов, а за их плечами то и дело мелькает плоский, кое-как намалеванный фон.

Авторам явно не хватило бюджета, но настоящая причина провала лежит не в материальной плоскости, а в дурно понятом постмодернизме. Вместо игры с классическими сюжетами и образами создатели сделали ставку на избыток декоративных виньеток — подменили драматургию серпантином сюжетных поворотов, жанровую работу — каскадом гэгов, а художественное изображение — анекдотичной мельтешней. В пучине этого провинциального шапито потонули находки уфимцев, а центральный образ буквально лишился лица.

Парадоксально, но «Садко» пострадал за искусство: авторам хотелось продемонстрировать волшебную, преображающую реальность силу творчества, но они запутались в фантазиях и отсылках к «Диснею».  

Былинный оригинал, который должен быть проще, на поверку оказывается глубже и интереснее современной трактовки, у безымянных создателей русского эпоса можно поучиться тому, как правильно работать с сюжетом. Напомним: услаждая слух морского царя, гусляр перебаламутил океан. По молитвам утопающих святой Микола Можайский (заступник моряков Николай Чудотворец) спустился под воду, вызвал игреца на разговор и, войдя в его положение, посоветовал, как сбежать из пучины. Из девятисот предложенных невест Садко выбрал младшую дочку царя Чернаву и пробудился на берегу одноименной речки. У его анимационного тезки выбора, конечно, нет. Берет, что дают.

Впрочем, похвалить создателей мультфильма стоит за искреннюю любовь к отечественной истории: новгородский князь, его дочь, жители славного города выглядят людьми нормальными, живыми — настолько, насколько это вообще возможно.