Карен Шахназаров: «Студия загружена на год вперед»

Андрей ЩИГОЛЕВ

08.02.2013

В следующем году «Мосфильм» отметит 90-летие. О том, как крупнейшая студия страны готовится к юбилею, «Культуре» рассказал генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров.

культура: Поздравляю с «Золотым орлом» за лучший фильм. «Белый тигр» выглядит грандиозно. Можно сказать, получилась прекрасная реклама возможностей «Мосфильма».

Шахназаров: Спасибо. Не могу сказать, что я задумывал «Белого тигра» как рекламу студии (смеется). Но в каком-то смысле это именно так — картина работает на имидж «Мосфильма». Мы задействовали в ней все технологические ресурсы концерна.

культура: Вы как-то сказали, что, если снимать такой фильм в Европе или США, он обойдется в 60 миллионов долларов. Если не считать Голливуд — как много в мире студий, которые могли бы осуществить подобный проект?

Шахназаров: Сомневаюсь, что у кого-нибудь есть такой боевой парк — у нас порядка трехсот единиц военной техники.

культура: В начале 2014 года будет отмечаться 90 лет студии. Почему именно 30 января считается днем рождения «Мосфильма»?

Шахназаров: Это пошло еще с советских времен. За точку отсчета взяли дату выхода на экраны картины «На крыльях ввысь». Тогда «Мосфильм» назывался «Москинокомбинатом».

культура: Если говорить о картинах, которые выйдут в юбилейный год, чем может похвастаться «Мосфильм»?

Шахназаров: Если вы имеете в виду сложнопостановочные проекты — с танками, лошадьми — таких нет. Зато есть камерные, человечные истории. Лариса Садилова только что закончила фильм под названием «Она». По-моему, получилось очень хорошее кино. Тема острая — про гастарбайтеров.

культура: Аккурат к 80-летию студии в прокат вышел Ваш «Всадник по имени Смерть».

Шахназаров: Верно. Но я специально не подгадывал к юбилею — все получилось случайно. Сейчас у меня идеи для следующей картины нет.

культура: Зато Вы собираетесь перевыпустить «Исчезнувшую империю».

Шахназаров: Она выйдет под названием «Любовь в СССР». Для меня это своего рода эксперимент. Мы полностью перемонтировали фильм, положили новую музыку, и он стал каким-то другим.

культура: Ваши картины начинают вторую жизнь. Слышал, скоро должен появиться сиквел «Мы из джаза 2».

Шахназаров: Да, это старая история. На Украине купили права на ремейк, Бородянский написал сценарий.

культура: Благодаря Вам к 90-летнему юбилею «Мосфильм» подходит в отличной форме. Насколько сейчас задействованы мощности студии?

Шахназаров: Загрузка неплохая. Но надо понимать, что шестьдесят процентов от всех заказов — это сериалы. Беды я здесь не вижу. В конце концов, это тоже кино, только адаптированное для маленького экрана.

культура: Нет соблазна поставить что-нибудь для телевидения? Экранизировать какой-нибудь роман?

Шахназаров: Мне как раз сейчас предлагают один проект. Если говорить о литературе, то те романы, которые хотелось бы экранизировать, уже давно перенесены на экран. Но вообще интересно поработать в новом формате.

культура: В одном интервью на вопрос о «Ленфильме» Вы ответили довольно жестко: «Студию надо закрыть».

Шахназаров: Реакция на резкие высказывания в адрес «Мосфильма» людей, работающих на «Ленфильме». У всей этой эпопеи был один лейтмотив: «Выделите нам денег, а мы их потратим». Возникает вопрос: а почему «Мосфильму» никогда не давали? Без государственных средств удалось реконструировать и модернизировать студию. Наверное, поэтому я так и ответил. Если честно, не очень понимаю, каким образом можно восстановить «Ленфильм». На мой взгляд, ситуация слишком запущенная. Хотя Федя Бондарчук — человек энергичный. Он хороший руководитель, успешный продюсер. Желаю ему успехов. Дай Бог, у него все получится.

культура: Поднять «Мосфильм» удалось благодаря тому, что Вы отстояли свою киноколлекцию?

Шахназаров: Верно. Но «отстояли» не совсем точное слово — мы просто ее не продали, как студия Горького и тот же «Ленфильм». Думаете, нам не предлагали? Причины, по которым они это сделали, мне неизвестны, но, думаю, можно догадаться. Коллекция стала для нас тем источником, благодаря которому мы смогли провести модернизацию.

культура: Если не секрет, какой ежегодный доход приносит коллекция?

Шахназаров: Несколько миллионов долларов. На сегодня доходы от нее составляют порядка двадцати процентов от общего бюджета «Мосфильма» — поддержка существенная, но не определяющая. Когда я только вступил в должность директора, не было ни производства, ни техники, студия не работала и коллекция являлась основным источником доходов.

культура: А чем сейчас зарабатывает «Мосфильм»?

Шахназаров: Восемьдесят процентов — это доходы от производственной деятельности. То есть запись музыки, перезапись, строительство декораций, печать кинокопий.

культура: Какая сегодня главная проблема у студии?

Шахназаров: Трудности «Мосфильма» неразрывно связаны с общими проблемами нашего кино. Оно, конечно, развивается, но по-прежнему не может самоорганизоваться. Государство так и не определилось с тем, что делать с киноиндустрией. Я много раз говорил: неправильно иметь два центра, занимающихся вопросами кино. Должно быть что-то одно — Фонд кино или Министерство культуры. Много проблем: организация проката, совершенно бессовестное пиратство в интернете. В такой ситуации говорить о прибыльности кино вообще неуместно. Это все самым непосредственным образом затрагивает «Мосфильм», который является неотъемлемой частью индустрии.

культура: Сейчас много разговоров о том, как сделать Россию привлекательной для иностранных производителей. Предлагают, в частности, освободить их от уплаты налогов.

Шахназаров: Для нас гораздо важнее другое. Во всех странах, где есть господдержка кинематографии, ты не можешь получить деньги и уехать снимать, скажем, в Тунис. У нас же огромная часть капитала уходит в соседние страны — прежде всего в Белоруссию и на Украину. Уплывают потому, что там дешевая рабочая сила, зарплаты ниже в несколько раз. Для российской индустрии, конечно, серьезные потери — с этим надо что-то делать. Льготное налогообложение для иностранцев принципиально ничего не изменит. В Москву не едут снимать из-за диких пробок, высоких цен и дорогих гостиниц — работать здесь практически невозможно. К нам много раз обращались иностранные продюсеры, желающие делать кино в Москве, но, посчитав все расходы, вынуждены были отказаться от этой идеи. Плюс климат не очень кинематографический, откровенно говоря.

культура: На Новорижском шоссе недавно заработал комплекс «Главкино». Помимо павильонов, планируется строительство гостиниц. Они как раз очень рассчитывают на иностранцев. Чувствуете конкуренцию?

Шахназаров: Пока нет. Наши павильоны загружены на год вперед. Но не верю, что в них можно завлечь иностранцев. Все студии сегодня пустуют.

культура: Европейские?

Шахназаров: Да. Там очень нехорошая ситуация. Может быть, общий кризис. Или сказывается переход на цифру. В Европе избыток площадей. Не вижу причин, по которым иностранцы приедут в Москву снимать в павильонах, когда они у них самих пустуют. «Чинечитта», «Бабельсберг», в Аликанте в Испании, новая студия в Будапеште — по моей информации, у всех ситуация не очень радужная. Цифра изменила технологию кинопроизводства. Сейчас вообще непонятно, зачем нужны студии. Они все были «заточены» под пленочное производство. Раньше интерьеры целиком снимали в павильоне из-за того, что пленка требует много света. Соответственно, возникала необходимость строить декорации. А сейчас можно снимать где угодно, в любое время..

культура: «Мосфильм» на пороге кризиса?

Шахназаров: Надеюсь, нет. В Европе переход на цифровое производство уже произошел, и студии успели ощутить это в полной мере. Мы к этому подготовились. Уже закупили оборудование для цифровой обработки — в течение месяца должны его установить. Благодаря этому станем лидерами на рынке. А там посмотрим.

культура: Судя по тому, что Вы говорите, столетие «Мосфильм» встретит совсем другим.

Шахназаров: Думаю, да. Вряд ли студия станет совсем другой — какие-то принципы кинопроизводства все-таки остаются неизменными. Но перемены грядут большие.

культура: Говорят «Шахназаров» — подразумевают «Мосфильм». Вы можете представить себя вне студии?

Шахназаров: Трудный вопрос. Действительно, получилось так, что почти вся моя жизнь связана с «Мосфильмом». А в последние годы особенно. В общем-то, сейчас уже можно сказать: я его построил, если учесть, какой студия была в середине 90-х. Представить себя вне «Мосфильма»... Нет, не могу. Хотя, как человек уже поживший, понимаю, что в жизни всякое бывает. И ни в чем нельзя быть уверенным. Кто знает, как все сложится.