От зависания к перезагрузке?

Михаил ЩИПАНОВ

08.02.2013

В символическом месте — немецком Мюнхене, где несколько лет назад президент Путин жесткой речью шокировал западных партнеров, привыкших к русской покладистости, глава МИД России Сергей Лавров и американский вице-президент Джо Байден заговорили о новой перезагрузке.

Оба собеседника предложили вернуть двусторонние связи в «нормальную колею». Правда, российский министр оговорился, что предполагает нормализацию через «наращивание торгово-инвестиционных связей» и народную дипломатию. В переводе с дипломатического новояза на общедоступный язык это означает надежду на массовый приход в Россию штатовских инвестиций и упрощение визового режима. Последнее предположение особенно актуально на фоне последствий недавно принятого за океаном «списка Магнитского».

Зачем нужна новая перезагрузка? А все очень просто. Прежний этап нажимания кнопок на клавиатуре привел к тому, что Москва посчитала себя элементарно обманутой. Видимо, каждая сторона в модный термин вкладывала свой сокровенный смысл. И вышло так, что Вашингтон под гарантии хорошего отношения получил все, что хотел: поддержку резолюции по Ливии, вылившуюся в прямую западную агрессию, военный транзит в Афганистан.

А вот Москва так и не добилась свертывания программы ПРО у своего порога, прихода реальных инвестиций, которые буквально затопили вполне себе тоталитарный Китай, и общего сближения по ряду вопросов. Видимо, в трактовке американцев перезагрузка выглядела продолжением их суверенной воли в более приемлемой лексической упаковке. Во всяком случае, в штатовском словаре термин «компромисс» был отнесен к категории непечатных. Вот почему российское упорство в сирийском вопросе сначала вызвало за океаном неподдельное удивление, которое плавно перешло в раздражение и разного рода антироссийские резолюции. И обмен любезностями не без деятельного участия хасидов, пытающихся отсудить у России «библиотеку Шнеерсона», вплотную подвел страны к отключению программы.

Изменится ли что-то теперь? Ведь совсем недавно при невыключенных микрофонах Обама обещал тогда еще президенту Медведеву, что после переизбрания ему будет легче пойти на некоторые уступки. А тут и смена караула в Белом доме произошла. Пришли новый госсекретарь и министр обороны — фигуры ключевые для штатовской внешней политики. Правда, уходившая Хиллари Клинтон прощальным жестким антироссийским залпом несколько успокоила консерваторов, все еще полагающих, что в России заправляют Советы.

Теперь все можно в очередной раз начать с чистого листа. А вот что на нем напишут, зависит от готовности сторон, обходя зависшие вопросы двусторонних отношений, решать то, что реально поддается решению.

В конце концов, на днях появившийся на людях после долгого отсутствия кубинский команданте Фидель Кастро имел все основания заявить, что кубинцы, нация истинных революционеров, пятьдесят лет остаются под давлением блокады США, но последние так и не смогли ничего добиться. В интересах и России, и США блокад и зависаний не допускать. Лавров и Байден это прекрасно понимают.