Уважайте труд уборщиц

Михаил ТЮРЕНКОВ, обозреватель «Культуры»

20.01.2013

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ российские СМИ после новогодне-рождественских праздников вышли с заголовками: «Дворник-узбек сломал челюсть московскому подростку». Антимигрантским возмущениям блогосферы и соцсетей не было предела: «Доколе мы будем это терпеть?! Доколе азиатское «зверье» будет избивать наших детей, насиловать наших женщин, отбирать наши рабочие места?!»

Но уже буквально пару дней спустя открылись новые вводные. И дворник, как оказалось, был «душой двора», и мальчик Артем — не какой-нибудь очкарик со скрипочкой, раздавленной сапогом пьяного дворника, а отъявленная малолетняя шпана, изощренно глумившаяся далеко не только над работягой-узбеком (ролик, как «пострадавший от гастарбайтера» под улюлюканье товарищей ногами избивает лежащего на снегу сверстника очень быстро облетел Рунет). Но несмотря на это, многие по-прежнему продолжают винить в случившемся дворника. Мол, все равно не стоило Бахрому Хурромову ехать в заснеженную Москву: и мальчик был бы целее, и черенок от лопаты.

Проблема нелегальной иммиграции в России действительно есть, однако решать ее нужно совсем иначе, чем это предлагают истеричные «русские марши». Хотя бы потому, что корни проблемы — не в смуглых дворниках. А во вполне себе голубоглазой коррупции, начинающейся с жэковских тетушек, научившихся делать бизнес на наших былых согражданах — людях с окраин советской империи. Впрочем, это уже другая история. Был бы на месте узбека Бахрома русский Боря (или куда более традиционный для московских дворников татарин Сабир), в малолетнего засранца все равно бы полетел черенок. И поделом. Уважай человека труда!

Вот, написал и тут же вспомнил. Когда-то на закате советских времен мой, ныне покойный, дед-фронтовик прислал мне письмо, в котором были примерно такие строки: «Если ты не сможешь получить высшее образование, то стань квалифицированным рабочим. Человека труда всегда и везде уважали и будут уважать». Годы были перестроечные, витавшие в воздухе идеалы — далеки от пролетарских, мы же, последние пионеры, считали верхом фрондерского мужества исписать свои красные галстуки названиями любимых рок-групп. Но деда я очень любил, а потому спорить с ним не стал. Хотя и изрядно удивился его словам.

Что произошло с нашей страной потом, знают все. Истоков у крупнейшей геополитической катастрофы было немало. Но одна из них — та, о которой сегодня говорят меньше всего: изменение отношения к человеку труда. Эта перемена произошла достаточно давно. Уже в позднесоветские годы считалось менее позорным просто закончить десятилетку, чем после восьмого-девятого класса поступить в профтехучилище. Как же! «ГПТУ» даже расшифровывали глумливо: «Господи, помоги тупому учиться!». Да и государству в то время было уже не до училищ, которые стремительно деградировали, а многие так и вовсе закрылись. Одновременно с системой профессионального образования рушился и реальный сектор экономики, ведь куда проще заниматься приватизацией, играть на бирже, ну и торговать всем, чем угодно, начиная с сырьевых ресурсов. «Нет на свете выше звания, чем рабочий человек», — песня на слова Михаила Матусовского, исполненная Марком Бернесом, казалась просто издевательством. Заводы закрывались, работяги спивались, семьи разрушались.

С тех пор многое изменилось в лучшую сторону. Но прежним осталось одно: тот, кто за нами убирает и ремонтирует нам унитазы, и сегодня остается на обочине жизни. Мы позволяем себе в их адрес, как минимум, глумливое чванство, после чего совершенно искренне возмущаемся ответной грубости. Хотя порой вполне заслуживаем черенка от лопаты.

Важно раз и навсегда осознать, что труд может быть не только умственным (а чаще — банально офисным, выматывающим, но далеким от интеллектуальных нагрузок), но и физическим. А людей второго сорта не бывает по определению. Ибо тот, кто себя записывает в «сорт первый», как мне кажется, просто перестает вообще быть человеком.

Помните советское «Уважайте труд уборщиц!»? Сегодня такой плакат на стене и вообразить невозможно. С большинством сегодняшних дворников и уборщиц мы говорим на разных языках и относимся к ним совсем не по-русски. Подчеркну: именно нерусское отношение к гостям или, если угодно, инородцам разжигают в нас так называемые «русские националисты». Настоящий хозяин всегда должен оставаться спокойным, справедливым и гостеприимным. Хотя в крайних случаях, конечно, важно суметь указать на дверь.

Если выходя из дома, мы будем чаще говорить смуглым дворникам «Салам!» и «Рахмат!» или хотя бы откликаться на их приветствие встречным «Здравствуйте!», это будет нашим вкладом не только в снятие межнациональной напряженности, но и в евразийскую интеграцию. Шутка, конечно. В которой, впрочем, есть доля правды...

Мнение другого обозревателя "Культуры" читайте в материале "Осторожно: дворник!"