Совет в верхах

07.07.2016

Петр АКОПОВ, публицист

На следующей неделе в Кремле пройдет первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этот совещательный орган был создан Владимиром Путиным буквально на днях. О самой идее президент сообщил на Петербургском экономическом форуме, а не так давно появился и соответствующий указ. Совету предстоит заниматься, как сказал сам глава государства, «ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения в экономике и социальной сфере, на повышение темпов роста». Среди первейших задач — подъем производительности труда, улучшение делового климата, содействие малому и среднему бизнесу, поддержка экспорта. «В государственных программах социальной направленности, таких, как здравоохранение, образование, жилье, — отметил президент, — будет выделена проектная часть с четким указанием, на какие результаты мы планируем выйти к 2020-му и к 2025 году и за счет каких конкретно мер эти результаты должны быть достигнуты».

Новый орган уже сравнивают с другим Советом — по нацпроектам, создав нынешний, его упразднили, но свое назначение он выполнил. В течение минувшего десятилетия велись работы по четырем приоритетным направлениям: здравоохранению, образованию, жилью и сельскому хозяйству. В итоге их удалось вытащить из той дыры, где они оказались после катастрофы 90-х. Понятно, что сделано лишь самое необходимое, во многом минимальное. Построены новые больницы и школы, но все равно существует огромный разрыв в уровне и, главное, качестве жизни в разных регионах, да и внутри них самих — например, между областными центрами и сельской глубинкой. Страна развивается крайне неравномерно, и это касается не только отраслей экономики, но и территорий, социальных групп. Без выравнивания качества жизни угроза потрясений останется актуальной. Так что новое образование можно назвать и «Экономическим советом безопасности», оно должно заниматься всей стратегией социально-экономического развития, творить образ будущего. С конкретными цифрами и сроками, но при этом и с цельной, непротиворечивой и отвечающей национальным идеалам «моделью России».

Почему это не может делать правительство? Потому что оно погружено в «текучку». Совбез также не готов взять на себя данную функцию, хотя в последние годы именно там обсуждаются все ключевые вопросы, как насущные, так и перспективные. Нужен отдельный орган, на заседаниях которого те же министры (часть из них вошла в число 34 членов нового Совета, другие — в состав его президиума) должны будут оценивать проекты не с ведомственных, а с общенациональных позиций. Помимо прочего, соединение в одной структуре представителей президентской администрации и правящего кабинета позволит улучшить координацию — в первую очередь по стратегическим направлениям. Не секрет ведь, что после возвращения Путина в Кремль администрация стала центром принятия, помимо политических, зачастую и экономических решений. 

Президиум будет собираться каждый месяц, а Совет по стратегическому развитию — не реже, чем раз в квартал. При этом понятно, что ему предстоит функционировать в тесной связке с Экономическим советом при президенте. Работа последнего возобновилась лишь в мае, до этого образованный в 2012-м орган простаивал целых два года. Президиум ЭС, куда наряду с чиновниками входят известные теоретики (в том числе и два «символа» противоположных экономических концепций — Глазьев и Кудрин), теперь также начнет регулярно заседать под руководством главы государства и станет площадкой для серьезнейших дискуссий, а их результаты, в свою очередь, получат продолжение в деятельности Стратегического совета, как для краткости уже окрестили новую структуру. Вполне вероятно, что со временем, уже после 2018-го, два Совета объединятся. 

Таким образом, президент пытается выстроить действенную систему постоянных совещаний, призванных определить социально-экономическую и общую стратегию развития страны на ближайшие 10–20 лет. Подготовить ее нужно к 2018 году, когда состоятся президентские выборы. Не потому, что Путину нужно «красиво» переизбраться — он, думается, выиграет в любом случае, — просто государство нуждается в формулировании видения отдаленной перспективы. Наша главная проблема не коррупция, не расколотая идейно и идеологически «элита», а то, что является первопричиной этого — отсутствие разделяемого подавляющим большинством граждан образа будущего. Устойчивая стратегия развития возможна лишь при достижении общественного согласия вокруг базовых, фундаментальных ценностей русского бытия, как то: семья, труд, справедливость, культура, вера, любовь к Родине, честность. 

Прогресс тех или  иных отраслей экономики, перестройка и наладка социальных отношений, подъем Дальнего Востока, современная инфраструктура плюс индустриализация, космос и «свое жилье — каждому», большие семьи, новая жизнь малых городов и возрождение деревни — все это мы легко можем сделать при одном условии: если в основе окажутся настоящие ценности. Только такая стратегия развития страны будет успешной.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Пров 12.07.2016 00:36:13

    Вернейшая (!!!) мысль автора о том, что главной проблемой России является отсутствие разделяемого подавляющим большинством граждан образа будущего. Причем зафиксированного в конституции государства. Увы, предложенное действующим основным законом невразумительное "социальное" государство продолжает больше огорчать, чем радовать - это подтверждается последними "хреновостями": озвучен очередной номенклатурный взяточник + футбольное позорище во Франции + "парад" глупого высокомерия выпускников академии ФСБ на дорогих иномарках. Поэтому приходится мечтать о таком будущем, где:

    1. Главными целями (ценностями) жизнедеятельности граждан станут Родина, Природа, Знание, Здоровье, Дом, Семья, Достаток. Способом достижения этих целей будет провозглашен общественно-полезный, добросовестный, коллективный, свободный и творческий труд : создание духовных ценностей, производство материальных благ, самовоспитание, воспитание детей. Для чего необходима сильная социально-ответственная - т.е. патриотичная личность, которая:

    - признает такой труд высшей ценностью жизни;
    - обеспечивает свое благополучие личным трудом без обмана и насилия;
    - использует достаточный минимум необходимых материальных благ без роскоши и тщеславия;
    - сохраняет природу и созданные другими ценности; знает главные факты истории, науки, искусства;
    - признает приоритет своих обязанностей над своими правами;
    - признает приоритет опыта и потребностей граждан старшего возраста;
    - заботится о родителях, воспитывает образованных, гуманных и трудолюбивых детей.
    - инициирует доброжелательность и компромисс в межличностных отношениях;
    - объединяется с другими гражданами для защиты личных и государственных интересов;
    - ведет здоровый образ жизни, контролирует свое поведение.

    2. Основой политической системы являются гражданско-политические союзы (ГПС), создаваемые всеми основными профессиональными и социальными группами населения (медицина, образование, наука, энергетика, ...машиностроение, ...органы исполнительной и судебной власти, средства массовой информации и др.). Право на создание ГПС имеют женщины, ветераны, молодежь, а также церковные организации в случае их участия в охране исторических памятников, содержании музеев, оценке произведений искусства и материалов СМИ, подготовки молодых людей к супружеству. Каждый ГПС приоритетно разрабатывает проекты законов государства в сфере своей деятельности и утверждает их с учетом предложений других союзов.

    3. Все природные ресурсы являются общенародным достоянием, собственностью всех живущих и будущих поколений граждан государства. Обеспечивается опережающее увеличение энергогенерирующих мощностей за счет использования возобновляемых природных источников энергии. Всем потребителям нормируются показатели расхода невозобновляемых и особо важных природных ресурсов, а также величина отходов производства и вредных выбросов в атмосферу. Обязателен раздельный сбор и хранение промышленных и бытовых отходов, их полная переработка.

    4. Бесплатное образование всех уровней, постоянные научные исследования по всем проблемам естественных и общественных наук . Определение способностей и предпочтений школьников и студентов с целью профессиональной ориентации. Регулярное обязательное повышение квалификации всеми гражданами по месту работы. Наличие в каждом населенном пункте краеведческого музея. Существенное и гарантированное поощрение открытий, изобретений, рацпредложений; государственный заказ на внедрение достижений науки и передового опыта поставщикам важнейших товаров. Преобладание в учреждениях культуры и средствах массовой информации образовательной и воспитательной тематики; контроль этих учреждений государственными комиссиями и добровольными объединениями граждан.

    5. Создание условий для здорового образа жизни, рождения и воспитания здоровых детей - приоритет в деятельности органов власти и расходах госбюджета. Запрет на любые способы стимулирования потребления табака, алкоголя и других факторов нездоровья. Продажа табака и алкоголя гражданам старше 25-ти лет с индивидуальным учетом количества и стоимости покупок (электронные карты). Монополия государства на производство и торговлю табаком, алкоголем и т.п.
    Признание алкоголя, наркотиков и т.п. отягчающими факторами правонарушений.
    Бесплатное медицинское обслуживание и лечение граждан при здоровом образе жизни.
    Наличие оздоровительного комплекса (стадион, спортзал, бассейн, баня и др.) на каждые 25 тыс. жителей. Ограничение численности профессиональных спортсменов, их доходы не должны превышать доходов высококвалифицированных педагогов, научных и медицинских работников.

    6. Каждый гражданин не позже 40-летнего возраста должен стать пользователем благоустроенного жилья – бесплатно полученного от государства или построенного (купленного) за счет личных доходов. Обязательное использование всеми гражданами общественного транспорта для бесплатных поездок к рабочим местам, солидарное содержание общественного транспорта органами власти и работодателями. Использование в крупных городах малогабаритных двухместных автомобилей, возможность использования индивидуального немоторного транспорта.

    7. Наличие у родителей условий для рождения и воспитания детей - здоровье, образование,
    жизненный опыт, жилье, доходы - обязательные условия государственной регистрации супружества. Государственная поддержка семей с детьми не гарантируется родителям, не имеющих условий для рождения и воспитания детей. Желательное и стимулируемое наличие трех и более детей у здоровых родителей. Период воспитания ребенка в любой семье до достижения им десяти лет (под контролем органов образования) приравнивается к трудовому стажу родителя с выплатой денежного пособия.

    8. Каждый гражданин является собственником своего трудового опыта – юридическим лицом в отношениях с любым собственником средств производства. Собственники средств производства и собственники трудового опыта (наемные работники) являются совладельцами совместно произведенных товаров. Каждый гражданин вправе приобретать в собственность средства производства для удовлетворения потребностей государства в товарах, реализации собственных способностей, получения предпринимательского дохода и общественного признания.
    Собственник средств производства является доверенным лицом органов власти, ответственным за эффективное использование средств производства, благосостояние граждан и авторитет государства. Один собственник средств производств использует или контролирует труд не более 500 работников. Владение собственностью на средства производства не освобождает граждан от любого общественно-необходимого труда.

    9.Оценка трудовых заслуг граждан осуществляется прежде всего общественным признанием их добросовестного труда. Сверхвысокие доходы для самооценки личного участия в общественном производстве недопустимы из-за дефицита имеющихся в обществе ресурсов, отсутствия критериев их обоснования и точных способов измерения расхода энергии труда. Современный труд является преимущественно коллективным, основные принципы которого:
    -- взаимопомощь и ответственность за общие результаты труда;
    -- участие каждого работника в распределении полученных доходов;
    -- назначение руководителей трудовых коллективов при согласии их работников;
    -- приоритетное назначение руководителя трудового коллектива из числа его работников.

    10. Критерием личного материального благополучия является рациональный потребительский бюджет (РПБ), фиксирующий все потребности, необходимые каждому гражданину для здорового образа жизни, эффективного труда и отдыха, спокойствия и безопасности, образования и воспитания детей – без предметов роскоши и тщеславия, табака и алкоголя, других необязательных расходов.
    РПБ рассчитывается без учета суммы подоходного налога по научно – обоснованным или средним нормам потребления доступных товаров (изделия, услуги) в конкретных условиях жизнедеятельности граждан - климат, возрастная группа, численность иждивенцев, обеспеченность жильем, розничные цены на изделия и услуги. Показатель РПБ используется для классификации регулярных доходов граждан (трудовых или предпринимательских): достаточные - равные РПБ; увеличенные - равные трехкратному РПБ, максимальные - не более пятикратной суммы РПБ. В нормальных условиях труда право на увеличенные и максимальные доходы имеют работники образования, медицины, науки, органов власти. Максимальную сумму трудового дохода в стране имеет высшее должностное лицо государства.

    11. Предпринимательские доходы собственникам средств производства и трудовые доходы руководителей предприятий выплачиваются после исполнения всех обязательств контролируемого ими предприятия. Невыполнение таким собственником любого обязательства три месяца подряд (включая задержку выплаты зарплаты, отчислений в бюджеты всех уровней) завершается банкротством предприятия с передачей средств производства решением суда в кооперативную, коммунальную или государственную собственность. На предприятиях, применяющих невозобновляемые природные ресурсы, доходы собственников средств производства и руководителей уменьшаются за превышение норм расхода таких ресурсов, накопление неиспользуемых отходов производства, прямой экологический ущерб.

    12. Основным методом управления общественно-необходимым трудом является планомерно
    формируемый высшими и местными органами власти и приоритетно исполняемый государственный заказ поставщикам основных видов товаров. Объем госзаказа государственному и коммунальному предприятия составляет 100% его производственной мощности, кооперативному и акционерному - не более 50 %.

    13. Импорт и экспорт товаров монопольно осуществляются государственными организациями. Органы власти минимизируют импорт и экспорт товаров с целью экономического суверенитета государства, сбережения природных ресурсов и обеспечения рабочими местами трудоспособных граждан. Целью импорта являются новейшие технологии и отсутствующие в государстве природные ресурсы.
    Регистрация и хранение любого имущества (доходов) граждан и предприятий за пределами суверенной территории государства запрещается. Доходы и расходы органов власти фиксируют два госбюджета: основной - в национальной валюте от реализации отечественной продукции внутри страны и дополнительный – в иностранной валюте по результатам экспорта/импорта товаров.
    Основным источником доходов основного бюджета являются государственные предприятия, перечисляющие в госбюджет всю сумму полученной прибыли. Также в основной бюджет включаются фиксированные суммы налогов от других товаропроизводителей.
    Доходную часть дополнительного бюджета образует сумма выручки от экспортных контрактов, потребность в которых определяется потребностью государства в импортируемых товарах.
    Расходы основного бюджета не покрываются доходами дополнительного.
    государству.

    14. Банковская система принадлежит государству. Суммы банковских вкладов граждан и организаций в специализированных банках регулярно индексируются с изменением стоимости учитываемых банком ресурсов с целью уточнения величины совокупного спроса на них. Процентная ставка по кредитам определяется расходами на содержание банка без начисления прибыли. Иностранная валюта принадлежит государству, используется для зарубежных поездок граждан и оплаты импортируемых товаров (изделий, услуг), не являясь средством оплаты отечественных товаров и накопления денежных резервов.

    15. Основным источником финансирования потребностей неработающих граждан (пенсионеров, инвалидов и др.) является подоходный налог, необходимая сумма которого определяется специализированным государственным органом и распределяется между всеми хозяйствующими субъектами. Утвержденная каждому предприятию сумма подоходного налога вместе с расходами на оплату труда включается в себестоимость товаров. Сумма пенсии является единой для всех категорий и профессий трудящихся, потребности пенсионеров являются приоритетными в производстве товаров и торговле ими. Единственным условием начисления пенсии конкретному работнику является продолжительность его трудового стажа, определяемая условиями труда, его сложностью и общественной значимостью. Граждане имеют право накапливать часть своих трудовых доходов в специализированном пенсионном банке, используемых после оформления пенсии. Накапливаемые работающими гражданами суммы ежегодно индексируются с учетом изменения цен на используемые пенсионерами товары и не подлежат инвестированию или другому нецелевому использованию.




Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть