Автомобиль — не роскошь?

Нильс ИОГАНСЕН

30.06.2013

Государство хочет сделать автокредиты дешевыми. Уже с июля этого года может заработать программа субсидирования покупки машин, произведенных на территории России. За счет казны стоимость ссуд планируется уменьшить на 5,5% годовых.

На сегодня в среднем автокредит обходится от 15-16% годовых в рублях. Это декларируемая ставка, которая не учитывает затрат клиента на страхование. Простоты ради будем отталкиваться именно от нее. Итак, допустим, стоимость ссудных средств опустилась до 10% годовых. Иными словами, число потенциальных покупателей машин существенно вырастет, платежеспособность народа увеличится. Но, в соответствии с законами капиталистической экономики, вброшенные на рынок 12,7 млрд рублей (такие деньги государство планирует выделить на программу) тут же будут освоены. Причем таким образом, что потребитель не почувствует никакой выгоды.

Из продажи просто исчезнут все недорогие комплектации автомобилей. Их и сегодня сложно купить. Это касается техники как отечественных, так и зарубежных производителей. А станет еще хуже. Например, базовая версия LADA Priora седан (от 344 900 рублей) в автосалонах отсутствует, реально купить лишь «Норму» — от 364 300 рублей или даже за 408 300 рублей. Но есть и дорогие модификации, на которых дилеры и производители зарабатывают еще больше. Например, «Люкс» — от 421 600 рублей.

Нетрудно догадаться, что после введения субсидирования автосалоны прекратят заказывать на заводах «бюджетные» комплектации, а предприятия, в свою очередь, сведут их выпуск к минимуму, мотивируя отсутствием спроса. Рост цен объявлен не будет, но произойдет. А покупателям придется брать, что дают. Как в советское время.

Соответственно, и суммы кредитов увеличатся. Если сегодня на покупку той же Priora приходится одалживать в банке 300 тысяч рублей, то надо будет занимать уже 400 тысяч. При этом, несмотря на уменьшение ставки по ссуде, размер ежемесячного платежа останется тем же. А может и увеличиться. Ведь страховка на дорогую машину обойдется в другие деньги. Иными словами, финансовая нагрузка на автовладельца возрастет.

Государство с этим ничего сделать не сможет. Чиновникам просто покажут «объективную» статистику продаж. Вот, мол, смотрите, все хотят иметь машины с мощными моторами, кондиционерами, литыми дисками. А потом и с кожаными салонами, и с круиз-контролем...