14.06.2013
Программа включает в себя круглый стол «Актуальность религиозного искусства в современном мире», творческие встречи и мастер-классы, дискуссии между художниками, учеными, представителями Русской православной церкви, а также выставку, на которой оригиналы современных мозаик, фресок и икон соседствуют с фотографиями, компьютерными коллажами, скульптурами, инсталляциями и видеоопытами («Культура» в № 18 уже рассказывала об этой спорной, но интересной экспозиции).
Куратором проекта стал художник Николай Мухин. Он расписал 12 храмов по всей России, создал алтарную композицию «Рождество Христово» в Храме Христа Спасителя. Но одновременно художник занимается и искусством новых технологий. Корреспондент «Культуры» задал несколько вопросов Мухину на фоне его видеоинсталляции «Безначальное первоначало» с пульсирующим ликом Спаса Нерукотворного.
культура: Зачем Вам, успешному художнику, заниматься таким громоздким, сложным, междисциплинарным проектом? Организовывать круглые столы, курировать большую выставку?
Мухин: Нынешний проект — первая ласточка в программе, чья цель — соединить традиционное и современное искусство, доказать возможность такого соединения. Платформой объединения является проблема изображения сакрального в сегодняшних условиях. Мы хотим заставить людей задуматься — хотя бы тех, кто не отвык мыслить — что есть традиции, которые, слава Богу, смогли сберечь: написание икон или фресок по сырой штукатурке. Но есть и размышления художников о Божественном, которые могут быть поданы и в каких-то других формах.
культура: Но что касается так называемых «актуальных» художников, принимающих участие в Вашем кураторском проекте: Вы уверены, что все они искренне верующие?
Мухин: Я абсолютно убежден в их вере. Когда видишь конкретные работы, то чувствуешь, как глубоко человек понимает, что он делает. И случайных авторов тут нет — я знал, кого приглашать к участию в проекте. Это очень поверхностное представление, будто бы современное искусство или, более того, вся современная культура насквозь атеистична. И верующих российских художников, уверяю вас, гораздо больше, чем представленных на выставке. У нас всего три зала, но проект будет продолжаться, дай Бог.
культура: Вопрос не как куратору и идеологу проекта, а как художнику. Для того, чтобы быть таковым, обязательно во что-то верить, кроме себя и вдохновения? Ведь есть же и такое выражение: «Художник сам себе Господь и Судия».
Мухин: Не согласен. Господь един, и верующие художники — это главное в искусстве. Даже те, кто говорят, что не верят, все равно верят, если это подлинные художники. И на смертном одре все мы, ну, или почти все, говорим инстинктивно: «Господи, прости меня». Искусство и религия неразрывны. Первоначальный смысл и назначение искусства было религиозным. Даже если художник отрицает Бога, но его творчество всеми почитается, то Божественное начало в нем присутствует. Культура не может существовать отдельно от Бога. И очернение лишь усиливает просветление. Атеистическое, бунтарское искусство — это вызов обществу, а не вызов Богу. Господь выше.
культура: Но, как Вы сами говорите, «бунтарское» искусство дисгармонично, прямо сказать, некрасиво. Какое тут может быть просветление?
Мухин: Человек, как может, выражает себя. Но создан он по образу и подобию Божьему. Радикальное искусство — зеркало Божьего мира, только кривое. Вот «Черный квадрат» — абсолютная форма, позыв найти новую гармонию в начале страшного XX века, абсолютно религиозное произведение.
культура: А как быть с «Сельским крестным ходом на Пасху» или «Отказом от исповеди перед казнью», другими хрестоматийными работами?
Мухин: А вы считаете эти никакие картины выдающимися произведениями? Да, нас так учили в школе. Но в конце XIX века в России появилась мода на атеизм, а художник обязан ощущать дух времени. Я бы сравнил названные вами «шедевры» с комиксом в газете или журнале, который тоже может быть профессионально исполненным. Передвижники — это наша история. Да, мы были такими. Мы и храмы взрывали. Что с того?
культура: Вы говорите об ощущении художником духа времени. Значит ли это, что Ваш проект обозначает решительные духовные перемены в самосознании России?
Мухин: Это звучит высокопарно. Но я чувствую, что сегодня мы возрождаемся духом. Есть просветление и есть спасение. Соединение в нашем проекте искусства традиционного и современного — тому свидетельство. А искусство религиозно по духу. Всегда.
21 июня в 16.00 в Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) в залах выставочного проекта «Искусство и религия в пространстве современной культуры» состоится творческая встреча с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), автором бестселлера «Несвятые святые» и другие рассказы», фильмов «Гибель империи. Византийский урок», «Псково-Печерская обитель».