Чтобы помнили

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.11.2019

В ЦВЗ «Манеж» проходит XVIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства». Тема экспозиции: «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Проект предваряет череду юбилейных торжеств: в 2020-м страна отмечает 75-летие Победы.

Организаторы выставки — Патриарший совет по культуре, правительство Москвы, Министерство культуры РФ, исторический парк «Россия — моя история», Российское военно-историческое общество. Открытие, состоявшееся 4 ноября, посетили президент РФ Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, возглавившая кураторскую группу, а также митрополит Псковский и Порховский Тихон, глава Патриаршего совета по культуре. Владимир Путин также отправил телеграмму гостям и участникам форума, в которой отметил: «...впервые в одной экспозиции удалось собрать столь впечатляющее количество талантливых произведений, созданных как свидетелями и участниками тех героических событий, так и представителями послевоенных поколений».

Размах выставки впечатляет: участвуют свыше 40 музеев и частных галерей из более чем 30 городов. Также привезли реликвию — образ святителя Николая Чудотворца (начало XVII века) из Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского морского собора. Прежде чем осматривать экспозицию, глава государства и патриарх Кирилл подошли к иконе. Кроме того, они ознакомились с макетом мемориального комплекса, его планируется возвести подо Ржевом, где в 1942–1943 годах шли жестокие бои: в память обо всех солдатах ВОВ. По словам Владимира Мединского, на поле, где собираются установить монумент, погибли около 60 тысяч человек. До сих пор идут раскопки: каждый год находят останки примерно 500 павших.

Как отметил министр культуры, каждую третью картину специально отреставрировали к выставке в «Манеже». Всего здесь 150 произведений, их распределили по 15 залам. Экспозицию выстроили хронологически: от искусства 1940-х годов до работ, созданных в 2010-е. Произведения также сгруппированы концептуально. Первый зал «Начало войны» представляет творения классиков — Георгия Нисского, Александра Дейнеки, Аркадия Пластова. Эти вещи отражают настроение первых, особенно тяжелых, лет. Пластовских картин — две: «Немцы пришли» (1941), где изображены женщины, дети и старики в поле, на заднем плане — горящая деревня; и знаменитая «Фашист пролетел» (1942). По словам Александра Мясникова, главного редактора проекта «Россия — моя история», это полотно повлияло на ход войны:

— Мало кто знает, что произведение по указу Сталина возили в 1943-м в Тегеран, чтобы показать Рузвельту и Черчиллю. Есть версия, именно шедевр Пластова убедил союзников открыть второй фронт.

В этом же зале — «Портрет Героя Советского Союза А.С. Осипенко» (1940–1941) кисти Петра Кончаловского и «Москва военная» (1943) Юрия Пименова. Последний автор представлен и в соседнем зале «Фронт» — здесь можно увидеть холст «Фронтовая дорога» (1944), отсылающий к знаменитой «Новой Москве» (1937). За рулем светловолосая женщина, но вместо широких улиц столицы — мерзлая грязь дороги разрушенного фашистами города. Справа от героини — пассажир: солдат.

По соседству — впечатляющие скульптурные портреты, выполненные Верой Мухиной: например, бюст полковника Бария Юсупова (1942), получившего серьезное ранение в голову и потерявшего один глаз. А также скульптурная композиция Евгения Вучетича, изобразившего последний бой генерала Михаила Ефремова (1944–1945). Командовавший 33-й армией после больших потерь с нашей стороны отказался покинуть бойцов и не улетел самолетом, присланным за ним Ставкой Верховного Главнокомандования. Когда ситуация стала безвыходной, непокорный генерал, не желая попасть в плен, застрелился. Его останки захоронены в Вязьме. А на городской площади стоит памятник, выполненный Вучетичем: уменьшенный вариант и представлен в «Манеже».

В зале «Память истории» можно увидеть триптих Павла Корина «Александр Невский» (1942–1943). Рядом — «Портрет Скоробогатова в роли Суворова» (1943), созданный Александром Самохваловым. Кстати, организаторы выставки предусмотрели мультимедийную составляющую: в залах установлены сенсорные столы, с их помощью можно получить больше сведений о шедеврах.

Отражены и ужасы оккупации. В частности, показано знаменитое полотно Сергея Герасимова «Мать партизана» (1943). По соседству — два творения Александра Дейнеки: «Сгоревшая деревня» (1942), а также холст «В оккупации» (1944), почти неизвестный широкой публике и прибывший из Курской государственной картинной галереи.

Художники изображали сцены из тыловой жизни. Пример — работа Павла Бенькова «Подруги (письмо с фронта)» (1945): девушки-узбечки в национальной одежде читают письмо. А на картине Нины Ватолиной, автора знаменитого плаката «Не болтай!» (1941), изображена обычная городская квартира. Несколько поколений семьи собрались вокруг стола, все внимание приковано к записке. Весточку принес солдат: он присел на стул, даже не сняв шинели.

Ликующее настроение — в зале «Салют Победы». Это и одноименная работа Павла Кузнецова — ваза с пышным букетом на фоне праздничного салюта (1955). Знаменитая картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» (1962) — яркая, радостная. Правда, показана и цена, которую пришлось заплатить стране. Пластовская «Жатва» (1945) — старики и дети в поле, совсем нет мужчин.

В зале «Маршалы Победы» — огромный холст Михаила Хмелько «Триумф победившей Родины» (1949). Наши солдаты бросают немецкие знамена к подножию Мавзолея. На руках перчатки — чтобы не прикасаться к вражеским стягам.

В последующие десятилетия тон картин меняется: художники не только празднуют Победу, но и осмысливают страшные раны, нанесенные войной. Мэтр отечественной живописи Борис Неменский изобразил павших советских и немецких солдат («Безымянная высота», 1962). Тела лежат рядом: автор показывает, насколько бессмысленны войны, уносящие жизни простых людей. Работа «Воспоминания. Вдовы» (1966) Виктора Попкова посвящена женщинам, потерявшим мужей. Особняком стоят творения Гелия Коржева: живописца трагичного, даже мрачного. И конечно, скульптуры Вадима Сидура: тела-обрубки, изувеченные в сражениях, или же — тела-механизмы, слитые с орудием убийства. А на картине Евсея Моисеенко «Ополченцы» (1959) — совсем не «прилизанные» образы бойцов. Александр Мясников отметил:

— Обратите внимание: на первом плане — не юнцы, а взрослые люди. Я много лет работал в газете, и каждый год в преддверии 9 Мая мы пытались найти фотографии молодых солдат, празднующих Победу. Таких кадров не было. Только мужики, появившиеся на свет до революции. Мы потеряли целое поколение 1923–1924 годов рождения.

На первом плане нередко личное, частное горе. Центральная деталь картины Андрея Мыльникова «Прощание» (1975) — глаза старушки-матери, провожающей сына на войну.

Художники, появившиеся на свет после Великой Отечественной, пытались осознать, что пришлось пережить их родителям. Так, покойный Сергей Шерстюк, муж актрисы Елены Майоровой, написал двойной портрет, изобразив себя и своего отца-фронтовика. Резкий контраст: военный с орденами на груди и живописец — с небрежной прической, в модном свитере. Автор предлагает зрителю вчувствоваться, проявить эмпатию, попробовать представить себя, привыкшего к спокойной жизни, на поле боя. Как бы я себя повел? Оказался бы героем или предателем? Выжил бы или умер? Думал бы о том, почему это случилось со мной, или просто воевал? Смог бы убить? На эти вопросы каждый может попытаться дать свой ответ. А рефреном в сердцах и умах должно звучать: «Лишь бы не было войны».



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru