Первый после Родченко

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.03.2016

Мультимедиа Арт Музей завершает амбициозный проект, посвященный одному из классиков советского репортажа, «Аркадий Шайхет. 1945–1959. Эпизод 4-й». Экспозиция в рамках «Фотобиеннале-2016» рассказывает о позднем творчестве мастера. 

Первая серия в 2010 году явила зрителям молодого Шайхета, увлеченно фиксировавшего становление Советской России. Нынешняя — представляет умудренного опытом репортера. Он только-только вернулся с войны: дошел с нашими войсками до Берлина, и не раз вынужден был откладывать камеру. Теперь в фокусе мирное время. Так, на одном из снимков — ликующая толпа на Белорусском вокзале, встречающая вернувшихся домой победителей (1945).

В эти годы на фотографа наконец-то свалилась долгожданная слава: он получил дипломы множества выставок. Находившийся в тени великого Родченко, Шайхет доказал, что нашел собственный язык и стиль. Как полагают исследователи, в его работах меньше пафоса, зато больше внимания к отдельному человеку. Например, в 1957-м Шайхет создал серию «Один день из жизни начальника московского железнодорожного узла». Кстати, нечто подобное он уже осуществил в 1931 году, когда вместе с другими фотографами отснял «24 часа из жизни Филипповых» (типичной московской рабочей семьи). Проект прогремел на весь мир: на Западе некоторые даже отказывались верить, что перед ними — реальность обыкновенного советского гражданина.

Несмотря на колоссальный опыт Шайхет до конца дней оставался верен многим формальным приемам, найденным еще в юности. Репортер продолжал снимать парады и конвейеры, используя смелые ракурсы. Ритм, композиция, свет и тень — все работало на создание эффектного кадра. Самоучка и трудоголик, фотограф не привык отдыхать и по-прежнему, несмотря на проблемы со здоровьем, мотался по стране, помня журналистскую заповедь: «Жив ты или помер — главное, чтоб в номер!» Его действительно смогла остановить только смерть: в 1959 году во время съемок репортажа на улице Горького у Шайхета случился инфаркт. Не «точка пули в конце», но щелчок затвора — идеальный финал для настоящего репортера.