Немного театра, немного войны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.06.2015

Фонд IN ARTIBUS представляет выставку гравюр «Я хотел работать в манере Калло». Название экспозиции — парафраз слов Гофмана, утверждавшего, что принцип Жака Калло — «представлять явления обыденной жизни в причудливой форме». Неудивительно, что писатель, обожавший гротескные и странные миры, принял этот метод на вооружение и создал два тома «Фантазий в манере Калло».

Французский художник родился в конце XVI века в Нанси, в Лотарингии, и по преданию еще подростком пешком отправился в Рим. Позже работал во Флоренции при дворе Медичи. Считается, что именно пребывание в Италии сделало из Калло настоящего мастера. Знакомство с гениями Возрождения придало его миниатюрным произведениям эмоциональность и глубину. На выставке можно увидеть 70 офортов и один рисунок, выполненные французским гравером. Например, работы из знаменитых серий «Большие страсти» (1618) и «Малые страсти» (1624), посвященные последней неделе земной жизни Христа. Оставаясь целиком в рамках канона, художник изображает евангельские события с необычайной экспрессией.

Не менее эмоциональны произведения другой серии — Balli di Sfessania (1621–1622). Однако здесь преобладает другое настроение. Калло обращается к итальянской комедии дель арте, и в его гравюрах появляется грубый площадной юмор. На крошечных картинках, которые лучше разглядывать через лупу, кривляются персонажи народного театра — Пульчинелла, Скарамучча, капитан Кокодрилло.

И совсем другая интонация в знаменитом цикле «Большие бедствия войны» (1633). Казнь мародеров через повешение; колесование и сожжение на костре; разорение сельских жилищ и жестокая месть обезумевших крестьян; тела умирающих вдоль дороги... Эти реалистичные и в то же время полные фантасмагории картины созданы по горячим следам — точнее, по впечатлениям от Тридцатилетней войны, коснувшейся его родной Лотарингии. 

Влияние Калло распространилось на несколько поколений художников. Организаторы выставки предлагают зрителям убедиться в этом на примере произведений Рембрандта, Пиранези и Домье, также включенных в экспозицию. А заодно — окунуться в гротескную магическую реальность, ставшую важной частью культуры Нового времени.