«Упитых складывать бережно», или...

Александр ДУГИН

29.06.2012

Профессиональные критики русской цивилизации утверждают, что Россия и пьянство есть вещи неразделимые. При этом они любят цитировать «Повесть временных лет». Якобы, выбирая государственную религию, киевский князь Владимир заявил мусульманским послам, склонявшим его к принятию ислама: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Но князь явно лукавил. Русичи употребляли лишь слабоградусные напитки: брагу, мед, пиво, квас, причем в невеликих количествах. Многие русские народные сказки заканчиваются словами: «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Церковь против змия. Зеленого

Именно выбор Владимиром Крестителем христианской религии позволил Русской церкви встать на защиту народной нравственности. В «Изборнике» 1076 года можно прочитать: «Мед в веселие дан бысть Богом». Но... «Когда вы упьетесь, — говорил в конце XII века белгородский епископ Григорий, получивший от современников прозвание Философ, — тогда вы блудите и скачете, кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, завидуете, пьете чуть свет, объедаетесь и упиваетесь, блюете и льстите, злопамятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете, возноситесь, срамословите и кощунствуете, вопите и ссоритесь, море вам по колено, смеетесь, крадете, бьете, деретесь и празднословите, о смерти не помните, спите много, обвиняете и порицаете, божитесь и укоряете, доносите...»

В древнерусской литературе особенно подчеркивалось, что неумеренное употребление вина часто толкает на преступление. Убийцы святого князя Андрея Боголюбского отваживаются на убийство первого великого собирателя Земли Русской, предварительно хлебнув «для храбрости». (Сразу вспоминается ода «Вольность» А.С. Пушкина: «Вином и злобой упоенны, идут убийцы потаенны...»)

На Руси выпивали только по праздникам. «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого», — говорили русские люди. А вот цитата из «Домостроя»: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы Царства Божия не наследуют».

Вино на Русь стали привозить из Византии только в X веке. Напиток был дорогой, так что употребляла его главным образом элита, да и то разбавленным водой, «как пили в Греции и Византии». Виноградный спирт («аква вита») в России появился лишь в 1386 году, но использовали его только в медицинских целях — в качестве антисептика.

«Простым людям было некогда пить, они трудились. Знаменитый путешественник барон Сигизмунд Герберштейн (он посетил Русь в 1517 и 1526 годах) отмечал, что русские отличаются редким трудолюбием и очень умеренны в питие», — пишет историк, ныне министр культуры Владимир Мединский.

По сто пятьдесят. И всё!

Первые кабаки на Руси появились только в царствование Ивана Грозного. В 1552 году он приказал построить на Балчуге кабак — специальное учреждение, в котором горячительные напитки выдавались опричникам. Через некоторое время кабак на Балчуге стал приносить казне весьма ощутимый доход. Вскоре питейные заведения начали строиться повсеместно, и уже к концу XVI века во всех больших городах завели так называемые «государевы кабаки». В этих питейных домах можно было только выпивать, а закусывать — нельзя.

Появилась и первая монополия, растянувшаяся на 80 лет (1474–1553). Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович — писал в Новгород о том, «чтоб опричь государевых кабаков никто питья на продажу не держал». А в начале царствования его сына, Алексея Михайловича (1648), в Москве и других городах вспыхнули «кабацкие бунты», для подавления которых власти были вынуждены использовать войска.

С целью реформирования питейного дела в России Тишайший в 1652 году созвал Земский собор, получивший название «Собора о кабаках». Царский указ ограничил число питейных заведений. В нем говорилось: «В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам». Цена на водку повышалась втрое, водка отпускалась только по одной чарке на человека — приблизительно 150 граммов. И при этом запрещалась продажа в кредит.

Русские цари боролись с зеленым змием и далее — хотя доходы от торговли спиртным составляли до четверти всех прибылей государственной казны. Все изменилось с приходом к власти Петра Алексеевича.

«Всепьянейший собор» и трезвые бунты

Для претворения в жизнь своих реформ первому русскому императору требовались немалые деньги, и Петр Первый (к алкоголю реформатор России пристрастился в «просвещенной» Европе во время так называемого Великого посольства) стремился извлечь из торговли спиртными напитками максимум прибыли. Для своих приближенных царь основал «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор». В обществе пьянство и табакокурение насаждали посредством cтрожайших указов. В собственноручно написанном «Отцом Отечества» указе «О достоинстве гостевом на ассамблеях имеющим» говорилось: «Зелье же пить в волю, нежели ноги держат, буде откажут — пить сидя. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хоть бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси почетна. Ежели меры не знаешь, на супруга положись — оный страж поболее государевых бдение имеет. Упитых складывать бережно, дабы не повредить и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься».

Система созданных при Петре I винных откупов просуществовала в России почти два века. Владельцы кабаков раз в год выплачивали государству определенную сумму и могли торговать вином и водкой практически бесконтрольно. В откупах сколачивались баснословные состояния. А водка была дорогой и некачественной.

Уже в середине XIX века в России возникло «протестное» движение трезвенников, сторонники которого стали бойкотировать кабаки. В тысячах сел и деревень Ковенской, Виленской, Саратовской, Курской, Тульской и других губерний выносились решения о закрытии питейных заведений. Зачастую коллективное воздержание от пьянства перерастало в их разгром. Александру II пришлось даже направить на борьбу со сторонниками трезвого образа жизни войска, после чего более сотни борцов за здоровье нации были сосланы в Сибирь.

Винные откупы в России просуществовали до 1863 года, когда были заменены винным акцизом. Ему на смену пришла винная монополия. Идея принадлежала императору Александру III. Государь говорил, что «его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Александр III привлек к подготовке «питейной реформы» лучших людей страны, включая создателя периодической системы и 40-градусной водки Дмитрия Менделеева...

Накануне Первой мировой войны в России был принят «сухой закон». В результате производство и потребление алкоголя сократилось почти до нуля — меньше 0,2 литра, то есть одного стакана на человека в год. В 1924 году указ о возобновлении винно-водочной торговли подписал председатель Совнаркома Алексей Рыков. Водка по прозвищу «рыковка» на вкус была омерзительна.

Иосиф Сталин, конечно, «рыковку» не употреблял, предпочитая грузинские вина. Хотя, например, с Черчиллем, который обожал крепкие напитки, Сталин пил армянский коньяк. История сохранила слова Верховного, сказанные во время одного из таких застолий. Главный маршал авиации Александр Голованов обратил внимание, что Сталин все время подливает Черчиллю коньяк и пьет с ним наравне. Заметив встревоженный взгляд Голованова, «отец народов» наклонился к нему и тихо сказал: «Не бойся, России я не пропью».

От Хрущева до Путина

Практически каждый советский лидер начинал свое правление с кампании против пьянства. Никита Хрущев в 1958 году поднял цены на алкоголь. Но через несколько лет за каждым столом в СССР звучало: «Товарищ, верь, придет она, /На водку старая цена, /И на закуску будет скидка — /Ушел на пенсию Никитка…»

Но надежды не оправдались. Леонид Брежнев в 1972 году выступил идеологом кампании «Пьянству — бой!». Были вновь повышены цены на спиртное, прекращено производство водки крепостью 50° и 56°, время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше ограничили промежутком с 11 до 19 часов, из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Через два года вышел указ «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Пьющих оздоравливали прямо у станка — наркологические отделения были открыты на всех крупных предприятиях. Уже к концу 1980-х годов в СССР насчитывалось 314 лечебно-трудовых профилакториев, рассчитанных на 270 тысяч человек.

Абсолютный трезвенник Юрий Андропов пытался снискать любовь народа, снизив стоимость бутылки водки до 4 рублей 70 копеек. В народе эту водку прозвали «андроповкой», а сам напиток расшифровывался как аббревиатура: «Вот Он Добрый КАкой».

Последним советским борцом за здоровый образ жизни стал Михаил Горбачев, которого в народе сразу же окрестили «минеральным секретарем». Инициаторами самой знаменитой антиалкогольной кампании, начавшейся в 1985 году с очередного постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения», были члены Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев и Михаил Соломенцев. Они считали, что причиной стагнации советской экономики является упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в котором повинен массовый алкоголизм. Граждан мучили многотысячными очередями за спиртным, которое отпускалось теперь с 14 до 19 часов в одном-двух магазинах на весь город, «за употребление» исключали из партии и увольняли с работы. На принудительных политзанятиях устраивались громкие читки статей академика Федора Углова о вреде алкоголизма, привычный киножурнал перед сеансом заменяли на «документальные» ролики с «безалкогольных» свадеб, где унылые гости под минералку изображали необузданное веселье.

Но все это было сущей ерундой по сравнению с тем, какой удар кампания нанесла отечественному виноградарству и ликеро-водочной промышленности. Площади виноградников в России сократились с 200 до 168 тысяч гектаров, Украина потеряла 60 тысяч гектаров. В результате вместо прежних 60 млрд рублей дохода «ликерка» принесла всего 37 млрд в 1986 году и 35 млрд в 1987-м. Бюджет фактически рухнул. Кампанию свернули, потребление спиртного вернулось на исходный уровень.

Тем не менее в самые активные антиалкогольные годы — 1985–1987-й — в стране реально сократилась смертность, выросли рождаемость и продолжительность жизни. Правда, немыслимых размеров достигли спекуляция водкой и самогоноварение.

В отличие от Михаила Горбачева Борис Ельцин любил «заложить за воротник». Его пресс-службе частенько приходилось объяснять неадекватное состояние главы государства фразой, ставшей крылатой: «Президент устал». А родные объясняли эти случаи тем, что Ельцин «стоял во главе громадной страны, обладающей ядерным оружием, которая оказалась на грани распада. Это было страшно. Временами алкоголь, наверно, был единственным способом снять напряжение».

Владимир Путин, как известно, практически не пьет. Именно поэтому каждый случай, когда журналисты застают лидера с пивной кружкой в руках (пиво — его любимый напиток), попадает на первые полосы мировых СМИ. Так было в январе, когда тогдашний премьер-министр России и президент ФИФА Блаттер встречались с футбольными фанатами по случаю 100-летия Российского футбольного союза. Или в мае, когда посещение Путиным и Медведевым пивного ресторана «Жигули» на Новом Арбате стало самой обсуждаемой темой Дня международной солидарности трудящихся...

«О русском пьянстве, лени и жестокости. Мифы о России»

Владимир МЕДИНСКИЙ

«Русь вступила в Средневековье трезвой», — утверждают специалисты, изучавшие этот вопрос. С этим согласны, в принципе, многие. Но дело в том, что Русь и вышла из Средневековья трезвой.

Появление этилированного алкоголя в России зафиксировано только в ХV веке, им одарила нас Европа. И употребляли его на Руси поначалу исключительно для приготовления травяных настоев, лекарств и компрессов.

Русские до ХVI века пили в основном мед, пиво и отчасти привозное вино...

Развитие официального российского виноделия началось с присоединения Бессарабии к России в 1812 году. Именно в Бессарабию распоряжением правительства были привлечены немецкие и швейцарские колонисты для занятия виноделием. Характерная деталь: русских мастеров виноделия изначально не нашлось, пришлось иностранных завозить...

Старый казачий уклад, воинственный и суровый, не позволял напиваться. Казаки бы просто не выжили и не могли бы выстоять против Ногайской орды, Крыма и Турции, если бы пьянствовали».

Читайте также:

Пить надо меньше! Надо меньше пить! 

Просто «Бабу»? Нет, «Брюнетку» с перцем! Кто больше – мужчины или женщины?

«Общее дело» для спасения страны 

Успех — обмыть, горе — залить. Про творческих людей 

Алкоголики — это наш профиль. Про кино 

С косых глаз. Колонка главного редактора